Владимир Путин в четверг выступил с программной речью перед участниками «Форума Россия 2012», организованного Сбербанком и «Тройкой Диалог». Об этом с места событий сообщает корреспондент Forbes.
Свое выступление премьер начал с афоризма: «Для того, чтобы дальше видеть, нужно выше сидеть». После этого глава правительства перешел к изложению взглядов российских властей на то, как должна строиться экономическая политика государства.
В начале речи Путин обратился к успехам российской экономики. Он напомнил, что у РФ единственной из крупных мировых экономик в 2011 году зафиксирован профицит бюджета почти в 1% ВВП. Кроме того, страна занимает третье в мире место по объему золотовалютных резервов и имеет сравнительно невысокий уровень госдолга, особенно в сравнении с США и еврозоной.
По мнению премьера, возможны два сценария развития экономической ситуации. Негативный предполагает «дальнейшее обострение текущих проблем при неспособности принять кардинальные решения как на национальном, так и международном уровне». «Такой сценарий чреват дальнейшим проеданием будущего, накоплением долга, ростом протекционизма, торговыми войнами, политической нестабильностью, размыванием среднего класса во многих развитых странах», — считает премьер.
Позитивный сценарий ему видится в отказе от экономики «пузырей» и возвращении к экономике реальных сущностей, ценностей и активов — «экономике с человеческим измерением, экономике, которая создает не деривативы, а рабочие места».
Главным ресурсом развития для России должен стать человеческий потенциал, считает председатель правительства. Он признал существование острой демографической проблемы, но отметил и определенные успехи властей в исправлении ситуации и сломе тренда сокращения населения.
Ключевым вызовом для РФ станет повышение эффективности экономики. В качестве примера премьер привел ФРГ: Россия отстает от Германии в 2,6 раза по производительности труда и вдвое — по показателю ВВП на душу населения.
Путин напомнил аудитории поставленную им ранее задачу — создать в 10-летний период 25 млн новых рабочих мест. Достижение этой цели, по его замыслу, позволит РФ перейти от рентной экономики к экономике «созидания, творчества и развития».
Основную роль в переменах должны сыграть частные инвесторы, убежден Путин. Государству предстоит доказать им свое стремление улучшить деловой климат внутри страны. «По оценкам большинства независимых исследований, Россия входит в пятерку стран с наибольшим потенциалом для привлечения прямых иностранных инвестиций. Однако по реальному состоянию инвестклимата мы во второй «сотне», на 120-м месте в мире», — констатировал Путин.
По его словам, в ближайшие годы РФ предстоит совершить мощный рывок на «100 шагов вперед» и войти в первую двадцатку стран с лучшими условиями для ведения бизнеса.
Для этого уже «подготовлен пакет мер», заявил премьер. В частности, он пообещал, что сроки подключения к энергосетям сократятся примерно в 4 раза. Заполнение налоговой отчетности будет происходить в 3 раза быстрее, пересечение таможни грузами займет в 7 раз меньше времени. На получение разрешения на строительство объектов понадобится в 5 раз меньше времени и в 3 раза меньше бумаг, перечислил глава правительства.
Два принципа, которыми, как обещал Путин, будет руководствоваться власть, — презумпция невиновности для бизнеса и понимание того, что не предприниматель должен что-то чиновнику, а, напротив, чиновник — предпринимателю, добавил премьер. По его словам, бизнесмены «должны формулировать требования к таможенным, налоговым, административным и другим процедурам».
Затем Путин перечислил ряд конкретных мер, которые будут реализованы в ближайшее время для защиты инвесторов.
В России будет создан институт уполномоченного по правам предпринимателей, который получит особый процессуальный статус. Новый омбудсмен сможет отстаивать интересы бизнесменов в суде, «рассматривать их жалобы, вносить предложения в органы государственной власти». У уполномоченного будет «право приостанавливать ведомственные нормативные акты до решения суда и — в качестве обеспечительных мер — обращаться в суд с оперативным приостановлением действий чиновников», отметил премьер.
Процедура рассмотрения судебных дел, касающихся бизнеса, будет максимально ускорена, а сроки для возможного обжалования решений — продлены. По словам Путина, для предпринимателей споры в арбитраже уже сейчас проходят упрощенную процедуру административного судопроизводства, но «эти гарантии надо усилить». Глава правительства пояснил, что речь идет о необходимости дать возможность совмещать административные и имущественные дела в рамках административного судопроизводства, «эту систему нужно и можно формировать на основе арбитражных судов».
Из уголовного законодательства РФ должны быть убраны все нормы, позволяющие возбуждать уголовные дела на основании хозяйственных споров, продолжил Путин. По его словам, речь идет о «рудиментах советского правосознания». Нужно ликвидировать «все зацепки, которые позволяют делать из хозяйственного спора уголовное дело на одного из участников этого спора». Премьер выразил надежду, что реализация данной меры приведет к снижению коррупции в правоохранительных органах.
По мнению главы правительства, властям необходимо максимально увеличить зону деятельности для саморегулируемых организаций. «Изменение идеологии контроля предпринимательской деятельности чрезвычайно важно, переход от различных государственных разрешений к страхованию ответственности. При этом максимально расширим поле деятельности для саморегулируемых организаций», — заверил он.
Еще одной инициативой премьера стало предложение предоставить общественным объединениям предпринимателей право подавать судебные иски в защиту интересов бизнесменов. «Это нужно закрепить в законе. Надо расширить сферу применения групповых (коллективных) исков», — констатировал Путин. По его мнению, это даст возможность владельцам небольшого бизнеса отстаивать свои права, например спорить с губернатором не в одиночку, а от лица мощной общероссийской общественной организации.
Наконец, по словам Путина, России необходимо по всем позициям «гармонизировать корпоративное законодательство» с зарубежными партнерами, в первую очередь с европейскими странами.
В заключение премьер обратился с призывом к гражданскому обществу включиться в активную борьбу с коррупцией. Подробнее об этой теме глава правительства обещал рассказать в пятницу на заседании наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив и на следующей неделе на съезде РСПП.
Все преобразования, в том числе формирование антикоррупционной повестки, должны опираться на людей, прежде всего на активный креативный класс, резюмировал Путин.
Председатель правления ВТБ Андрей Костин, резюмируя личные впечатления от речи премьера, сообщил Forbes, что главным посылом считает поставленную цель по вхождению в клуб 20 государств с лучшими условиями для ведения бизнеса. По словам главы госбанка, в выступлении Путина «прозвучал целый ряд конкретных мер, реализацию которых позволит власти решить стоящие перед экономикой задачи».
Коментарии
Сергей Петров, депутат Государственной думы, основатель группы компаний «Рольф»
На мой взгляд, заявления премьера об омбудсмене по делам бизнеса, нельзя рассматривать всерьез. Что может сделать омбудсмен в стране, где вся система в отношении бизнеса действует исходя из презумпции его виновности, когда изначально нужно доказывать, «что ты не верблюд». Где во все структуры государственной власти отбираются люди с соответствующими навыками. С чего бы им перемениться и начать уважать бизнес? Способны ли архитекторы бюрократической вертикали самостоятельно демонтировать конструкцию? Людям, прожившим всю жизнь с мышлением «свой-чужой», практически невозможно изменить свои взгляды. Им повсюду мерещатся враги и вредители. Я очень хорошо помню перепалки Владимира Владимировича с Алексеем Венидиктовым. И я думаю, что человек, так убежденный в своей правоте, не может вдруг изменить свою точку зрения.
Одно дело при встрече с бизнесменами, и учитывая сложность текущего момента, сказать то, что они хотят услышать. И совсем другое — реально качнуть маятник в другую сторону. Например, закрыть целый ряд ведомств, отвечающих за разрешительную систему, как это сделали в Грузии, позже воссоздав их, но с новыми людьми и с меньшими правами (речь идет о санитарных, пожарных службах и т.д.). Реальный переход от презумпции виновности бизнеса к презумпции виновности чиновника означает тотальную смену правил игры. Иначе эту гидру не сломить. Нужна своеобразная люстрация людей в государственной власти, замешанных в чиновничьем и правовом беспределе. Одному омбудсмену такое не под силу.
Напомню, что в цивилизованных странах эту роль играет государство и общество. У нас же в стране призыв идти к омбудсмену будет звучать примерно также, как сегодня: «шли бы вы в суд».
Михаил Виноградов, президент фонда «Петербургская политика»
Выступление Путина наиболее четко акцентировало внимание на проблемных для бизнеса сферах, связанных с неэффективностью государства, с проблемами подключения к электросетям, с проблемами на таможне и т.д. Здесь Путин прошелся по болевым точкам, создавая определенные ожидания. С другой стороны, для аудитории Путина важно увидеть конкретные процедуры, которые гарантируют им защиту от новых неудобств и новых схем. И тут важно, какие конкретные шаги будут предприняты до 4 марта, а не после. До этого момента важно создать систему взаимных обязательств, которая не позволит власти уйти от их исполнения.
Выступление Путина имело бы больший эффект, если бы оно сопровождалось некими символическими шагами, показывающими, что государство теперь будет меньше мешать и вредить бизнесу. Например, как символ прекращения репрессий в отношении предпринимателей, таким шагом могло бы стать освобождение Ходорковского.
В целом, я думаю, что это выступление Путина будет расценено благожелательно. Хотя говорить о каком-то электоральном росте рейтинга Путина за счет бизнес-среды, на мой взгляд, преждевременно.