К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

NYT: к скандалу вокруг Olympus может быть причастна японская мафия


В скандале вокруг компании Olympus, руководство которой признало факт искажения отчетности на протяжении двух десятилетий, может оказаться замешана японская мафия. В настоящий момент правоохранительные органы и финансовые регуляторы проверяют причастность «якудзы» к исчезновению не учтенной производителем фотоаппаратов и эндоскопического оборудования суммы в $4,9 млрд. Согласно одной из версий, эти деньги могли быть «отмыты» преступным путем и уйти на счета структур, связанных с криминальными группировками.

Расследование скандала проводит Комиссия по ценным бумагам и биржам Японии совместно с прокуратурой и полицией Токио. Силовые структуры заподозрили, что Olympus выплачивала мафии огромные суммы за помощь в сокрытии реальных данных о финансовом положении компании. Об этом в пятницу сообщает газета The New York Times.

 

Версия о связях Olympus с преступными синдикатами стала неожиданностью для регулятора. Ранее в поле зрения властей попали только выплаты и комиссии по сделкам M&A в объеме около $1,4 млрд.

Сама компания настаивает на том, что искажала отчетность для предотвращения обвала котировок своих акций. При этом заключались заведомо убыточные сделки по слияниям и поглощениям, способствовавшие увеличению «пирамиды» недостоверной информации. Точный ущерб, который производитель понес от экзотической модели менеджмента, пока не установлен. К оценке возможных потерь японские власти привлеки независимых экспертов.

 

Согласно их оценкам, подозрительные выплаты, в том числе по сделкам M&A, в период 2000-2009 гг. достигли 481 млрд иен ($6,25 млрд), однако в отчетность попали данные лишь о 105 млрд. Неучтенная разница, таким образом, и составила 376 млрд иен, или $4,9 млрд.

Не исключено, что «якудза», прежде всего, в лице самого могущественного преступного клана «Ямагучи Гуми», получила примерно половину из исчезнувших миллиардов. Если эта версия найдет подтверждение по итогам сбора улик, акции Olympus рискуют быть немедленно исключены из котировальных списков на Токийской фондовой биржи (TSE).

Правда о действиях руководства компании всплыла после того, как в апреле ее возглавил Майкл Вудфорд – первый в истории Olympus президент-иностранец. В октябре именно он привлек внимание общественности к завышенным суммам сделок и непропорционально высоким выплатам консультантам. В частности, в 2008 году компания заплатила за британского производителя медицинского оборудования Gyrus $2,2 млрд. Эта сумма существенно превышала реальную стоимость актива. При этом консультанты Olympus по сделке получили гонорары в $638 млн – в десятки раз больше рыночных расценок на подобные услуги.

 

За свою откровенность Вудфорд был «скоропостижно» уволен, однако скандала компании избежать уже не удалось. Сам экс-глава Olympus в настоящий момент сотрудничает со следствием.

Как отмечает NYT, Япония уже сталкивалась с подобными скандалами. Модель, практиковавшуюся в Olympus, в стране называют «тобаши». Она была изобретена в 1992 году в компании Yamaichi. Эта финансовая схема позволяет выводить убытки из баланса, распределяя их по инвестиционным портфелям фиктивных клиентов. Одним из способов реализации аферы является маскировка выплат под комиссии консалтинговым фирмам – именно так поступали в Olympus. В конце 1990-х гг. японские власти уже наказывали несколько компаний за использование «тобаши», однако нынешний скандал продемонстрировал, что окончательно пресечь мошенническую практику так и не удалось.

С середины октября акции Olympus на TSE подешевели более чем на 70%, до минимальных отметок с 1995 года. Крупнейшими акционерами компании на конец прошлого финансового года являлись Nippon Life Insurance (8,4%), Bank of Tokyo-Mitsubishi (почти 5%), Sumimoto Mitsui Banking (3,1%).

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+