Черной отказался давать показания по иску Березовского к Абрамовичу
Бизнесмен Михаил Черной отказался давать свидетельские показания на слушаниях иска Бориса Березовского к Роману Абрамовичу в Высоком суде Лондона. Мотив своего решения проживающий в Израиле предприниматель не озвучил, сообщает во вторник Financial Times.
Черной не мог лично присутствовать в британской столице, поскольку по ордеру испанских правоохранительных органов находится в международном розыске и приезд в Лондон грозил бы ему арестом. Тем не менее его имя уже неоднократно звучало в ходе слушаний.
В частности, защита Абрамовича заподозрила Березовского в том, что иск более чем на $5,5 млрд предполагает в случае победы «откат» Черному 5% от суммы, которую удастся взыскать с ответчика. В свою очередь, Черной оплатил судебные издержки истца на $50 млн, утверждал адвокат Джонатан Сампшн. Березовский эти обвинения отверг. При этом он признал, что в прошлом Черной оказывал ему финансовую поддержку.
Истец рассчитывал, что ценный свидетель даст показания в его пользу по видеосвязи из Израиля. Тот, однако, уведомил суд, что «по различным причинам» не сможет выступить в Лондоне.
Сам Черной является истцом в другом громком процессе — в споре с Олегом Дерипаской, напоминает FT. По его версии, ему принадлежит до 20% в алюминиевой империи главы «Русала». Дерипаска настаивает на том, что никакого отношения к его бизнесу на сегодняшний день истец не имеет. Черной — бывший алюминиевый магнат. Он владел крупными пакетами акций Братского, Красноярского и Саянского алюминиевых заводов, был акционером «Сибирского алюминия». В 2001 году бизнесмен продал свою долю Дерипаске, с 2006-го ведет с бывшим партнером разбирательства в Лондоне, с 2009-го находится в международном розыске по подозрению в отмывании денежных средств.
В ходе слушаний иска Березовского к Абрамовичу в понедельник также обсуждался вопрос выплаты ответчиком истцу $1,3 млрд в 2001 году. Эта транзакция может иметь решающее значение в процессе, отмечает FT.
По версии Березовского, Абрамович заплатил ему указанную сумму за его долю в «Сибнефти», впоследствии проданную «Газпрому» за $13 млрд. При этом сделка вызвала у суда ряд вопросов. Деньги были переведены на счет банка Clydesdale с помощью компании Devonia шейха Султана бин Халифа аль-Наяна из Абу-Даби и юриста Стивена Кертиса. Последний за посредничество получил комиссию $18 млн. Адвокаты Абрамовича обратили внимание на то, что действия истца в сделке вполне можно трактовать как попытку отмывания средств.
В понедельник суд заслушал показания партнера ныне покойного Кертиса Джеймса Якобсона. Юрист подтвердил, что в 2001-м стало очевидно, что «получение очень крупных сумм со счетов Абрамовича в латвийском банке может создать проблемы для Clydesdale» ввиду отсутствия очевидных доказательств легального «происхождения» денег.
Березовский на вопросы относительно структуры подозрительной сделки отвечать отказался. По его словам, все нюансы он тогда доверил своей команде, поскольку сам был увлечен политическими процессами.