Правительство РФ приняло предварительное решение о новом законе о ФКС
Правительство России в четверг приняло предварительное решение о разработке нового закона о госзакупках. Об этом по итогам совещания у премьер-министра Владимира Путина по формированию федеральной контрактной системы сообщил пресс-секретарь Белого дома Дмитрий Песков.
По его словам, «окончательное решение не принято», а промежуточное «предполагает разработку нового закона». Работа в этом направлении будет продолжена, заверил Песков, которого цитирует РИА «Новости».
Президент России Дмитрий Медведев поручил кабинету министров реформировать систему госзакупок еще в ноябре прошлого года. В своем послании Федеральному собранию глава государства констатировал, что существующий механизм в этой сфере приводит к тому, что ежегодно в неизвестном направлении «утекает» не менее 1 трлн рублей. На «болевые точки» системы госзакупок на сегодняшнем совещании указал и Путин. По его мнению, ключевые проблемы – коррупция и безнаказанное завышение цен.
Окончательные предложения по реформированию системы должны были быть представлены президенту еще в конце марта, напоминает «Интерфакс». Перед этим ФАС и Минэкономразвития практически одновременно представили собственные конкурентные концепции реформы на суд общественности.
В апреле Медведев подписал изменения в 94-й закон, совершенствующий механизм госзакупок. Поправки разрешили в исключительных случаях (при заказах на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также в сфере культуры и искусства) размещать заказ у единственного поставщика, устанавливать предквалификационные требования и проводить закрытые конкурсы, а также обязали заказчиков публиковать обоснование начальных цен заказов. Такие предложения содержатся в законопроекте Минэкономразвития о ФКС.
Но критика системы госзакупок продолжилась как со стороны президента, так и со стороны правительства. И 1 сентября правительство вновь должно было представить президенту доклад о реформе системы госзакупок – но за пять месяцев, как выяснилось, основные разногласия между Минэкономразвития и ФАС сняты не были.
Одно из главных – целесообразность расширения способов размещения заказа. В качестве основного Минэкономразвития предлагает сделать открытый конкурс, а не электронный аукцион, на чем настаивает ФАС. Также для отдельных видов закупок министерство предлагает ввести дополнительные процедуры. В их числе – конкурс с ограниченным участием (через процедуру предквалификации), двухэтапный конкурс (на первом этапе предлагаются предложения без указания цены контракта, идет их обсуждение, на втором представляются окончательные предложения, а заказчик вправе уточнить любой первоначально заявленный критерий) и запрос предложений (заказчик объявляет о процедуре за 3 дня до ее проведения, участники представляют свои предложения, а после оглашения наилучшего предложения участникам дается один день, чтобы представить окончательные оферты).
ФАС же предлагает совершенствовать электронные аукционы и устанавливать количественно измеряемые дополнительные требования к участникам, повышать качество заказов путем создания библиотек типовых контрактов, совершенствовать систему допуска к участию в торгах.
Минэкономразвития – за расторжение или изменение контракта в случае его ненадлежащего исполнения в одностороннем порядке. ФАС предлагает расторгать контракты через быструю административную процедуру, но на общественном совете.
Антимонопольное ведомство не против создания федеральной контрактной системы (то есть взаимной увязки всех стадий закупок от планирования до исполнения контрактов), но на основе уже действующего законодательства (Бюджетного кодекса, Гражданского кодекса, федерального закона N94-ФЗ), а не путем его отмены. В Минэкономразвития считают, что при вступлении в силу нового закона о ФКС, закон о госзакупках (N94-ФЗ) должен утратить силу. В концепции к законопроекту о ФКС министерство отмечало, что действующий закон о госзакупках «не обеспечивает единства подходов к регулированию всего цикла государственных (муниципальных) закупок», содержит правовые пробелы в регулировании отдельных закупочных этапов.