МИД РФ озаботился позицией ЕС по проекту Транскаспийского газопровода
Российские власти удивило решение совета Евросоюза по проекту Транскаспийского газопровода (ТКГ). По мнению Москвы, это приведет к осложнению ситуации в регионе. С таким заявлением во вторник выступил МИД РФ.
Совет Евросоюза одобрил в понедельник, 12 сентября, мандат на проведение переговоров ЕС с Азербайджаном и Туркменией о заключении юридически обязывающего договора о строительстве Транскаспийского газопровода, напоминает РИА Новости.
«Насколько нам известно, для Евросоюза это тоже первый подобный опыт, и мы удивлены, что его предполагается «поставить» именно на Каспии, на берега которого ни одно из государств Евросоюза не выходит», – отмечает российское внешнеполитическое ведомство.
Москва подчеркивает, что «попытки вмешательства в каспийские дела извне, тем более по вопросам, являющимся чувствительными для членов «каспийской пятерки», способны весьма серьезно осложнить ситуацию в этом регионе, отрицательно сказаться на ведущихся пятисторонних переговорах по новому правовому статусу Каспийского моря».
По утверждению российской стороны, «решения по столь масштабным проектам должны приниматься при участии всех прикаспийских государств».
«Рассчитываем, что Совет Евросоюза с должным вниманием отнесется к позиции России и других государств-участников «каспийской пятерки» и воздержится от действий, не согласованных в соответствующем формате», – заключает МИД РФ.
Предполагается, что ТКГ соединит туркменский и азербайджанский берега Каспия для экспорта газа через Азербайджан в европейские страны. По маршруту Тенгиз (Казахстан) – Туркменбаши (Туркмения) – Баку (Азербайджан) – Тбилиси (Грузия) – Эрзурум (Турция) планируется ежегодно транспортировать 20-30 млрд кубометров газа. Стоимость проекта оценивается в €7,9 млрд.
Газопровод на участке Баку-Тбилиси-Эрзерум уже функционирует. По поводу морской части проекта есть разногласия. Россия и Иран считают, что вопросы прокладки трубопроводов по дну моря должны решаться при согласии всех прикаспийских стран. Азербайджан, Казахстан и Туркмения исходят из того, что этот вопрос может решаться двумя договаривающимися сторонами, а не всеми пятью прибрежными государствами.