Ространснадзор назвал причины катастрофы теплохода «Булгария»
Ространснадзор в понедельник обнародовал итоги собственного расследования причин крушения теплохода «Булгария».
По данным ведомства, июльская катастрофа на Куйбышевском водохранилище, унесшая жизни 122 человек, произошла из-за невыполнения судовладельцем и капитаном требований безопасности, а также из-за низкой квалификации и дисциплинированности экипажа. Таким образом, Ространснадзор обнаружил «совокупность факторов», приведших к трагическим последствиям. Материалы расследования будут направлены в Генпрокуратуру РФ.
В начале августа предварительные выводы о причинах кораблекрушения озвучил и Следственный комитет РФ. Ведомство сообщило, что наиболее вероятной причиной катастрофы стало плохое техническое состояние судна и перегруженность.
Ространснадзор отмечает, что непосредственной причиной затопления «Булгарии» стало «существенное снижение устойчивости в штормовых условиях в результате попадания забортной воды в помещения судна через открытые бортовые иллюминаторы и образования свободной поверхности воды в отсеках ниже главной палубы». По мнению надзорного ведомства, это привело к появлению значительного крена теплохода на правый борт и дальнейшего его наполнения водой вплоть до момента трагедии.
Капитан судна Александр Островский, по данным экспертов, 10 июля, несмотря на действовавшее штормовое предупреждение по силе ветра и видимости на водохранилище (порывы ветра достигали 20 м/с,), не поставил в известность о рейсе ближайшего диспетчера и решился на переход от причала города Болгары в Казань в ненастную погоду. При этом на теплоходе не были задраены иллюминаторы и люки, в том числе в пассажирских каютах. Экипаж эти нарушения проигнорировал. Позднее водолазы обнаружили 21 открытых иллюминаторов на левом борту «Булгарии» и 11 — на правом.
Ространснадзор в своем сообщении также подтверждает информацию о том, что в ходе осмотра поднятого со дна судна в доке специалисты обнаружили на корпусе четыре отверстия в месте расположения цистерны для сбора сточных вод с правого борта, общей площадью 44 кв. см. По данным СМИ, эти пробоины могли повлиять на крушение судна.
Надзорное ведомство уточняет, что около 12:25 10 июля «Булгария» в сложных метеоусловиях (сильные порывы ветра с левого борта до 20 м/с, ливень с грозой) пошла на маневр — «левый поворот у осевого поворотного буя №82». Капитан положил рули судна влево на 5 градусов, что придало судну «дополнительный динамический крен на правый борт». По версии экспертов, после начала поворота в левый борт теплохода ударил ветровой шквал под углом, близким к прямому. В результате крен «Булгарии» стал еще более сильным — 9 градусов. В этот момент иллюминаторы правого борта «зачерпнули» воду, и всего за минуту в отсеки судна поступило около 50 т забортной воды.
Капитан при этом принял решение лечь курсом «на ветер», лишь «усугубив» правый крен — до 13 градусов. Количество поступающей в отсеки судна воды достигло 125 т в минуту, а все иллюминаторы и часть главной палубы правого борта погрузились в воду. Вода через открытые иллюминаторы, брызгозащитные двери и входные люки стала интенсивно наполнять внутренние помещения теплохода. За 5-7 секунд крен увеличился еще на 5 градусов, «Булгария» опрокинулась на правый борт и затонула.
Напомним, судно ушло под воду 10 июля на Куйбышевском водохранилище в Татарстане в 3 км от берега.