Навальный попросил прокуратуру и Минюст проверить народный фронт
Юрист Алексей Навальный направил в Генеральную прокуратуру и Минюст РФ официальное обращение с просьбой о проведении проверки в отношении Общероссийского народного фронта (ОНФ). По мнению создателя проекта «РосПил», объединение сторонников Владимира Путина нарушает федеральное законодательство по целому ряду пунктов. Текст заявления в Генпрокуратуру и Минюст от 21 июня Навальный в среду разместил в своем блоге.
В частности, по мнению юриста, проект фронта противоречит ст. 5 федерального закона «Об общественных объединениях», требующей от подобных образований принятия устава. При этом к ОНФ постоянно присоединяются новые участники, что «несовместимо с основополагающими принципами права, поскольку невозможно стать членом или участником некоего формирования, которого юридически еще не существует», констатирует Навальный.
Он также обращает внимание надзорных органов на то, что ОНФ нарушает п. 5 ст. 6 ФЗ «Об общественных объединениях». Согласно этому пункту, к объединению могут присоединяться граждане и другие юрлица – общественные объединения. Однако ОНФ включает в себя «огромное количество юридических лиц других организационно-правовых форм, таких как ассоциации (союзы), некоммерческие партнерства и иные. Это, по мнению Навального, также противоречит законодательству.
Не имеют права вступать в ряды «фронтовиков» и не являющиеся субъектом правоотношений «трудовые коллективы предприятий», которым в ОНФ предлагается вступать на официальном сайте объединения. Навальный отмечает, что «понятие «трудовой коллектив» активно использовалось советским трудовым законодательством». «В частности, данная юридическая конструкция содержалась в Кодексе законов о труде Российской Федерации (утв. ВС РСФСР 09.12.1971), который признан утратившим силу с 01 февраля 2002 года», – напоминает юрист.
По его мнению, ОНФ нарушает и п. 1 ст. 28 закона «Об общественных объединениях», в соответствии с которым официальное название объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму, территориальную сферу и характер деятельности. Указанная же в проекте декларации об образовании фронта формулировка «широкая коалиция общественных сил» не встречается в российском законодательстве.
Навальный также указывает на то, что размещение штаба ОНФ в «арендованных помещениях» в здании мэрии Москвы на Новом Арбате также может быть квалифицировано как нарушение закона, поскольку фронт, не являясь субъектом гражданских правоотношений, не имеет права заключать договор аренды нежилых помещений.
Наконец, юрист просит прокуроров и министерство юстиции проверить проект ОНФ на предмет соблюдения закона «О Правительстве Российской Федерации». Согласно документу, члены кабинета министров «не вправе использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности». Однако премьер Путин « с момента объявления о создании ОНФ и до настоящего момента постоянно использует средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения правительства для достижения целей и решения задач ОНФ».
В качестве примеров Навальный упоминает «телевизионные обращения и заседания ОНФ» из помещений и за счет средств правительства в рабочее время» премьера «при отсутствии сведений об отгулах и отпусках», а также «освещение деятельности» фронта через пресс-секретаря Путина Дмитрия Пескова «в рабочее время последнего».
В обращении создатель «РосПила» подчеркивает, что «налицо неоднократные и грубые нарушения со стороны ОНФ Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов», что в силу ст. 44 закона «Об общественных объединениях» является основанием для ликвидации ОНФ или запрета его деятельности».
Напомним, о создании народного фронта Путин объявил в начале мая. Он призвал присоединиться к объединению всех сторонников политического курса «Единой России». В обмен им будет предоставлена возможность «по партийным каналам» попасть в Госдуму, где для «фронтовиков» уже зарезервирована часть мандатов, на парламентских выборах осени 2011 года. В итоге к фронту уже присоединились более 500 организаций и более 5 000 граждан.