«Яндекс» предупредил инвесторов об олигархах, национальном поисковике и других рисках
Возможность появления государственного конкурента, атаки на рыночную позицию компании со стороны мирового гиганта Google, отток аудитории в социальные сети и интерес к бизнесу со стороны олигархов – об этих и других рисках рассказал инвесторам «Яндекс» в преддверии IPO на бирже NASDAQ.
Напомним, материнская компания «Яндекса» – Yandex N.V. – вечером в четверг, 28 апреля, подала документы к размещению на регистрацию в Комиссию по ценным бумагам и биржам США (SEC). Количество продаваемых акций и ценовой диапазон пока не определены. Компания подала заявку на листинг на NASDAQ Global Market. В рамках IPO инвесторам будут предложены как новые акции, так и часть пакетов существующих акционеров. Глобальный координатор сделки – Morgan Stanley, совместными букраннерами выступают Morgan Stanley, Deutsche Bank и Goldman Sachs. Совместными менеджерами назначены Piper Jaffray & Co. и Pacific Crest Securities, финансовый консультант – Сбербанк.
Подробнее о бизнесе «Яндекса» читайте в материале «Миллиарды «Яндекса». В процессе поиска».
На данный момент крупнейшим акционером компании является фонд Baring Vostok Capital Partners. Его структурам принадлежит 23,89% голосов. Основатели «Яндекса» Аркадий Волож и Илья Сегалович владеют соответственно 19,77% и 4,14% голосующих акций Yandex NV. У Roth Advisors 6,42% голосов, у Международной финансовой корпорации (IFC) – 6,12%. Сбербанк владеет одной приоритетной акцией, которая предоставляет ему право «вето» в отношении сделок по концентрации 25% или более акций Yandex.
Предварительная оценка компании банками-организаторами – $6-9 млрд, отмечает «Интерфакс». Объем IPO может составить от $1 млрд. В проспекте к IPO «Яндекс» указал размер привлечения в $1 млрд как ориентировочный для расчета пошлины.
Главными конкурентами компания считает Google и Mail.ru. Google, запустивший русскоязычный поисковик в 2006 году, по итогам первого квартала 2011 года, по данным Liveinternet, занимал 22% российского рынка поиска против 65% у «Яндекса». «Мы ожидаем, что Google будет и в будущем использовать узнаваемость бренда, финансовые и инженерные ресурсы, чтобы агрессивно конкурировать с нами», – отмечает «Яндекс» в проспекте к IPO. Сильной стороной американского конкурента компания называет наличие ОС Android, самой популярной в мире мобильной платформы на сегодня.
На внутреннем уровне главный соперник – Mail.ru. Некоторые сервисы Mail.ru на данный момент обошли по популярности свои аналоги от «Яндекса», признает компания.
Из партнеров в конкурентов превращаются и набирающие стремительными темпами популярность социальные сети – Facebook, «Вконтакте», «Одноклассники» и «Мой мир» уже сегодня предоставляют пользователям широкий набор сервисов, в том числе информационных, которые оказываются в конкурентом поле с «Яндексом». Преимущество соцсетей – в привлекательности их аудитории для рекламодателей в силу ее таргетированности, говорится в проспекте. Таким образом, перечисленные сервисы могут конкурировать с «Яндексом» в сфере монетизации трафика.
«Яндекс» признается, что дополнительный импульс принятию решения о проведении IPO придало успешное размещение Mail.ru Group осенью 2010 года. Если еще летом в вопросе не было ясности, то уже в ноябре, проанализировав успех конкурента, совет директоров «Яндекса» определился с планами IPO.
Еще одной угрозой «Яндекс» называет возможность появления в России нового конкурента – так называемого «национального поисковика». Создание ресурса лоббируется на самом высоком политическом уровне. Даже президент РФ Дмитрий Медведев в январе 2011 года обозначил появление «национального поисковика» как «приоритет правительства», напоминает «Яндекс».
Проект, если он будет осуществлен, не только усилит рыночную конкуренцию, но и окажется в привилегированном положении благодаря возможности получения субсидий и других преференций за счет «государственного» статуса.
Большинство пунктов из раздела «риски» инвестиционных меморандумов российских компаний, как правило, кочуют из одного документа в другой, не претерпевая серьезных изменений (с поправкой на отраслевую специфику). «Яндекс» на этом фоне выделился как минимум одним нововведением, предупредив инвесторов о том, что в России есть олигархи, а у олигархов – широкие связи. Впрочем, неудивительно, что именно «Яндексу» первому довелось поднять «скользкую» тему: большинство российских компаний, выходивших на IPO до этого, как правило, сами имели в составе акционеров либо олигархов, либо государство.
«Яндекс» же описывает национальную специфику следующим образом: «обладающие ресурсами и связями финансовые группы и так называемые «олигархи» периодически могут проявлять интерес к получению операционного контроля или долей в привлекательных российских бизнесах, полагаясь на свое экономическое или политическое влияние, а также контакты в правительстве. Мы можем стать объектом таких попыток в будущем. В зависимости от политического влияния сторон, способность компании к сопротивлению может быть ограничена».
Напомним, у «Яндекса» в свое время уже был шанс заполучить в акционеры крупного предпринимателя – в 2009 году переговоры о приобретении 10% акций Yandex NV вел один из самых активных инвесторов Рунета Алишер Усманов, владеющий крупным пакетом в Mail.ru Group. Сделка, однако, не состоялась. После этого «Яндекс» выпустил в пользу Сбербанка «приоритетную» акцию. Госбанк получил право вето на концентрацию свыше 25% акций «Яндекса» одним лицом или связанной между собой группой лиц.