Усманов: «Металлоинвест» планирует консолидировать 5% «Норникеля»
«Металлоинвест» Алишера Усманова, в марте заключивший союз с одним из двух противоборствующих мажоритариев «Норильского никеля» – «Русалом», планирует консолидировать 5% акций ГМК.
«Пакет (в «Норникеле») будем увеличивать. В планах – довести его до 5%. Сейчас у нас 4%. Они находятся на промежуточных компаниях и в течение полутора лет будут переведены на «Металлоинвест», – рассказал Усманов в интервью газете «Коммерсантъ».
При этом наращивать пакет дальше «Металлоинвест» не планирует. «Рано или поздно вопрос консолидации горно-металлургического комплекса России встанет. Тот же «Норникель» не может всю жизнь быть компанией со стоимостью $60-80 млрд. На базе него должен быть создан концерн на $150-200 млрд, лидер горно-металлургического комплекса страны. В случае консолидации с «Металлоинвестом» это будет компания, которая объединит крупнейшие запасы никеля, молибдена, палладия, платины и железной руды. А если еще и Удокан посчитать, то и по меди мы будем среди первых», – объяснил основной владелец «Металлоинвеста».
В ходе внеочередного собрания акционеров «Норникеля», прошедшего в марте, кандидат холдинга Усманова Фархад Мошири получил поддержку «Русала» (владеет блокпакетом ГМК), который отдал на него часть недостающих до проходного балла голосов, напоминает «Интерфакс». Чуть позже выяснилось, что «Металлоинвест» и компания Олега Дерипаски договорились о совместных действиях в вопросах, касающихся развития «Норникеля». Кроме того, Усманов солидаризовался и с критикой «Русала» в адрес менеджмента ГМК.
«Русал» и крупнейший совладелец ГМК – «Интеррос» Владимира Потанина – находятся в состоянии затяжного конфликта, при этом алюминиевая компания обвиняет менеджмент «Норникеля» в том, что он играет на стороне одного акционера в ущерб интересам остальных, а также в неэффективном управлении бизнесом.
Усманов в этом споре традиционно считался союзником Потанина. Вскоре после покупки «Русалом» блокпакета «Норникеля» «Интеррос» и структура Усманова Gallagher объявили о партнерстве для создания крупнейшей международной горно-металлургической компании. Gallagher тогда выразила намерение приобрести до 10% акций ГМК, а «Интеррос» пообещал рассмотреть возможность покупки до 25% «Металлоинвеста». Изменений в структуре собственности холдинга в итоге не последовало, а вот покупка акций «Норникеля» Усмановым состоялась, но в меньшем объеме.
Как пояснил Усманов в интервью «Коммерсанту», в 2008 году Потанин «инициативно поддержал идею о слиянии «Металлоинвеста» как минимум с его пакетом в «Норникеле» или даже объединения компаний в целом». Затем Усманов, по его словам, стал главным инициатором примирения «Интерроса» и «Русала» осенью 2008 года – «ходил к обоим крупнейшим акционерам, доказывал, что им нужно быть партнерами, чтобы компания стабильно управлялась». «Но на этом наше общение с Владимиром Олеговичем (Потаниным) закончилось», – заключил бизнесмен.
То, как управляется «Норникель» в настоящий момент, его категорически не устраивает. Усманов назвал «абсолютно деструктивной позицию менеджмента «Норникеля», который путем использования средств, находящихся на счетах компании, создает преимущества в пользу «Интерроса». «Это нечестно и не по правилам для публичных компаний. Рано или поздно все откроется, доказательства злоупотреблений будут найдены», – выразил уверенность акционер.