ТНК-BP может потребовать с BP до $10 млрд из-за сделки с «Роснефтью»
Менеджмент ТНК-BP готовится подать судебный иск против BP в связи с нарушением акционерного соглашения, потребовав компенсацию на сумму до $10 млрд, сообщает во вторник Financial Times.
По мнению руководства британско-российской компании, речь идет об упущенной возможности разрабатывать месторождения на арктическом шельфе в альянсе с «Роснефтью».
«ТНК-BP готовит документы с миноритарными акционерами ТНК–BP Holding для подачи иска к BP за то отказ от информирования о возможности сотрудничества с «Роснефтью» и отсутствие согласия акционеров», – пояснил представитель менеджмента.
После подписания BP и «Роснефтью» договора о глобальном сотрудничестве российские акционеры ТНК-BP – консорциум «Альфа-Акссес-Ренова» (ААР) – активно отстаивают свои права в судах из-за нарушений акционерного соглашения. В итоге Лондонский суд наложил временный запрет на обмен акциями BP и «Роснефти», а Стокгольмский арбитражный трибунал это решение продлил.
Обращение ТНК-BP в суд должно быть одобрено большинством членов совета директоров компании.
Как уточняет газета «Коммерсантъ», ААР и ТНК-BP считают, что BP Russian Investments Limited (прямо владеет долей в ТНК-BP) и BP International Limited (вторая сторона по соглашению акционеров) нарушили акционерное соглашение, своевременно не уведомив ТНК-ВР о наличии «новой возможности», а впоследствии заключив обязывающее соглашение с «Роснефтью» и воспрепятствовав ведению переговоров о создании стратегического альянса, заблокировав предложение менеджмента на совете директоров 12 марта. При этом ВР предложила свой выход из ситуации – чтобы ТНК-ВР заменила ее только в шельфовых проектах, а стратегическая сделка по обмену акциями между ВР и «Роснефтью» была бы проведена от имени британской стороны. Однако такой вариант не устроил ААР и двух независимых директоров.
Кроме того, консорциум полагает, что представители ВР в советах директоров компании – как головной TNK-BP Limited, так и российской «ТНК-ВР Холдинг», нарушили свои фидуциарные обязательства. Это привело к «потере возможности участия в проекте по арктическому шельфу, получения бумажной прибыли» от обмена акций, а также к потере синергетического эффекта от стратегического партнерства с «Роснефтью». Кроме того, российские акционеры ТНК-ВР и сама компания полагают, что из-за договоренностей между ВР и «Роснефтью» о создании альянса британская компания отказалась от своего опциона на приобретение 50-процентной доли венесуэльской PdVSA в нефтеперерабатывающих заводах Ruhr Oel GmbH.
Основным ответчиком по вопросам фидуциарной ответственности ААР и ТНК-ВР считают главу ВР в России Дэвида Питти, поскольку он был одним из ключевых участников переговоров с «Роснефтью». Подобные претензии есть и к Роберту Дадли, возглавляющему британскую компанию, и могут появиться к члену совета директоров ТНК-ВР лорду Робертсону Порт Эллинскому, который, скорее всего, «играл важную роль в получении политической поддержки в Англии». Кроме того, BP Plc (головная структура британской компании), а также Дадли могут быть привлечены к ответственности за «содействие компаниям и директорам ВР в нарушении акционерного соглашения».
По мнению источников, суд в Британии является «наиболее очевидной юрисдикцией для рассмотрения исковых заявлений, так как директора ВР живут в Англии и, кроме того, суд имеет автоматическую юрисдикцию над британской компанией». При этом не исключено, что для обращения в суд может понадобиться решение суда Британских Виргинских островов, где зарегистрирована головная структура компании – TNK-BP Limited. Кроме того, существует риск подачи исковых заявлений на территории России со стороны миноритариев компании «ТНК-ВР Холдинг», которые также понесли ущерб аналогично мажоритарным акционерам компании.
ВР и «Роснефть» в январе заключили соглашение о стратегическом сотрудничестве, основанное на обмене акциями и партнерстве в Арктике, напоминает «Интерфакс». ААР посчитал эти планы ВР нарушением соглашения акционеров по ТНК-ВР и начал отстаивать свои права в суде. В настоящее время суды наложили временный запрет на своп акциями между ВР и «Роснефтью», между тем британская компания имеет возможность продлить срок свопа, заканчивающийся 14 апреля.