«Роснефть» и «Транснефть» могут подать иск к китайской CNPC
«Роснефть» и «Транснефть» могут обратиться в Лондонский суд в связи со спором, возникшим вокруг поставок нефти в Китай. Об этом «Интерфаксу» сообщил источник, знакомый с ходом переговоров.
По его словам, с начала года китайская сторона не доплатила российским компаниям за поставки нефти в общей сложности около $95 млн, или около 6% от общей суммы. При этом у «Транснефти» возникла задолженность перед «Роснефтью» за сырье, купленное для поставок в Китай. Кроме того, к обеим компаниям могут предъявить соответствующие вопросы контрольные органы, так как суммы за поставленную нефть, указанные в таможенных декларациях, и фактически переведенные на счета, различаются.
Ранее сообщалось, что китайская CNPC пытается снизить цену поставок российской нефти, которую закупает у «Роснефти» и «Транснефти». По мнению ответчика, поставки по отводу он нефтепровода ВСТО идут по завышенным ценам.
Источник пояснил, что в первый год эксплуатации ветки цена поставок исчисляется ежемесячно как среднеарифметическая между FOB Приморск и FOB Новороссийск, а со второго года будет определяться по стоимости сырья в порту Козьмино (конечная точка ВСТО). В связи с ростом мировых цен из-за волнений в Северной Африке цена покупки Китаем трубопроводного сырья оказалась выше, чем при поставках железнодорожным транспортом.
КНР добивается на переговорах снижения цены поставок на 2-3%. Помимо этого, в Пекине предлагают рассмотреть возможность увеличения поставок нефти по отводу от ВСТО до 30 млн т в год. Однако Москвы в свете перспектив увеличения долга за поставляемое сырье вряд ли пойдет на уступки. Вопрос о цене поставок нефти в Китай может быть вынесен на межправительственный уровень, добавил источник.
Поставки нефти в Китай по отводу от ВСТО начались 1 января 2011 года. В соответствии с межправсоглашением, по контрактам между «Роснефтью», «Транснефтью» и CNPC в течение 20 лет по нефтепроводу будет поставляться 15 млн т в год. При этом «Роснефть» напрямую будет поставлять в Китай 9 млн т и еще 6 млн т — продавать по трейдинговому договору «Транснефти». В первом квартале-2011 объем экспорта по отводу от ВСТО запланирован на уровне 3,737 млн т, во втором – 3,742 млн т.
В обмен на долгосрочные поставки нефти в 2009 году «Роснефть» получила от китайских банков кредит в размере $15 млрд, «Транснефть» – $10 млрд. «Роснефть» направила часть средств на погашение задолженность, «Транснефть» – на строительство ответвления в КНР от ВСТО. Ставка по кредиту плавающая в зависимости от уровня LIBOR, срок погашения — через 20 лет равными долями, начиная с 5 года с момента привлечения. Проценты по кредитному договору подлежат уплате один раз в 6 месяцев – до 1 января 2011 года и ежемесячно – после 1 января 2011 года.
До конца 2010 года «Роснефть» поставляла в Китай около 9 млн т нефти в год железнодорожным транспортом. В соответствии с контрактом 2004 года CNPC заплатила российской компании $6 млрд за поставки по железной дороге до 2010 года 48,4 млн т нефти. Деньги были направлены на покупку одного из основных активов ЮКОСа – «Юганскнефтегаза». Однако в связи с изменившейся конъюнктурой «Роснефть» заявила о намерении пересмотреть формулу цены, прописанную в контракте. CNPC согласилась на повышение цены нефти в рамках контракта с «Роснефтью» от 2004 года – цена была увеличена на $0,675 за баррель.