Медведев оценил «исторический масштаб» реформ Александра II
Дмитрий Медведев в четверг выступил с речью на заседарнии научно-практической конференции «Великие реформы и модернизация России», приуроченной к 150-летней годовщине отмены крепостного права императором Александром II.
Президент изложил собственное видение исторического пути развития страны. По его мнению, революция и приход к власти большевиков в 1917 году не стали прямым следствием реформ Александра II, как считают многие исследователи.
«Некоторые считают, что трагическая история нашей страны в XX веке являлась следствием неудачной прививки свободы, что были правы те скептики, которые считали великие реформы непригодными для народа нашей страны. Я придерживаюсь другой позиции», – цитирует Медведева РИА «Новости».
По словам главы государства, «жизнеспособными оказались не фантазии об особом пути нашей страны и не советский эксперимент, а проект нормального, гуманного строя, который был задуман Александром II». «В конечном счете, в историческом масштабе прав оказался именно он, а не Николай I и не Сталин», – заявил президент.
При этом он признал, что споры о последствиях александровских реформ вряд ли когда-нибудь прекратятся. «Как получилось, что стремление к свободе через несколько десятилетий обернулось в нашей стране большевистской диктатурой? Кто несет за эту диктатуру большую ответственность – те, кто медлил с реформами, откладывал их, или наоборот, те, кто действовал слишком поспешно, требовал слишком многого в очень сложной ситуации? Были ли неизбежны реакции эпохи Александра III, чрезмерный радикализм первых российских парламентов, наконец, был ли неизбежен октябрьский переворот и последующий ГУЛАГ?» – перечислил вопросы Медведев.
Он напомнил, что в 1855 году Александру II досталась страна, основными политическими институтами которой были крепостничество и военно-бюрократическая вертикаль власти. «За внешним могуществом империи, а пыль в глаза мы всегда умели пустить, он разглядел слабость и бесперспективность этих институтов. Неэффективная экономика и неадекватная целям развития социальная структура общества грозили стране неминуемым крахом», – подчеркнул президент.
Он назвал величайшей заслугой царя-освободителя и его сподвижников то, что они смогли отказаться от традиционного уклада. «Этот путь не завершен и сегодня. Но ни одной нации в мире свобода, справедливость, последующее экономическое процветание не давались легко и быстро», – заметил Медведев.
По его словам, об освобождении крестьянства от крепостного гнета думали и другие российские самодержцы, однако «освободить Россию от несправедливого, архаичного и бесчеловечного порядка суждено было именно Александру II».
Императора, как и любого реформатора, отговаривали, «используя слова, которые обычно говорят в этих случаях, – о том, что страна распадется, наступит хаос, что народ к свободе не готов, и вообще она ему не нужна». «Но Александр… знал, что Россия должна стать в один ряд с другими европейскими государствами», – подчеркнул Медведев.
«Свобода стала ценностью. Это самое важное. А тот, кто ее принес, отдал за нее жизнь», – резюмировал президент.