Суд: Ходорковский и Лебедев подкупали акционеров и менеджмент «дочек» ЮКОСа
В Хамовническом суде столицы продолжается оглашение приговора Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву. Председательствующий на процессе Виктор Данилкин продолжает перечисление эпизодов незаконной деятельности бывших руководителей ЮКОСа.
В частности, сегодня он заявил, что бизнесмены занимались подкупом акционеров и менеджмента «дочек» нефтяной корпорации, которые могли сопротивляться преступным планам обвиняемых.
Как передает РАПСИ, Данилкин пояснил, что подсудимые тщательно распланировали и подготовили условия для заключения заведомо невыгодных для добывающих компаний договоров по купле-продажи нефти и скважинной жидкости, которые совершались и должны были совершаться в будущем.
Ходорковский и Лебедев неоднократно указывали, что эти соглашения были одобрены на общих собраниях акционеров «Юганскнефтегаза», «Самаранефтегаза» и «Томскнефти». Однако суд пришел к выводу, что часть акционеров, участвующих в этих собраниях, была введена в заблуждение о существе сделок, а основная часть держателей бумаг являлись заинтересованными лицами и голосовали незаконно.
Кроме того, руководители ЮКОСа подкупили не подконтрольных им лиц из числа акционеров и высшего менеджмента, которые могли помешать реализации их преступного умысла. «Подкуп был совершен путем выплат незаконных вознаграждений со счетов подконтрольных Ходорковскому и Лебедеву иностранных компаний», – говорится в приговоре.
Так, согласно показаниям свидетеля Виктора Иваненко, бывшего вице-президента ЮКОСа, когда к концу 1996 года Ходорковский стал монопольным владельцем компании, через подконтрольные структуры являясь собственником около 90% акций, он «пытался найти общий язык со всеми прежними руководителями, заручиться их лояльностью, которая проявлялась в невмешательстве в оперативное управление компанией, формальное участие в заседаниях правления, совета директоров ОАО «НК «ЮКОС», при голосовании поддерживать нужные Ходорковскому решения».
Благодаря такой позиции он был переизбран членом совета директоров компании, избирался в президиум общего собрания акционеров, заключил Данилкин.
Согласно показаниям Иваненко, в 1996 году Ходорковский провел переговоры с несколькими руководителями ЮКОСа о том, «чтобы они не мешали деятельности его команды по управлению нефтяной компанией».
Переговоры с Ходорковским по этому поводу происходили несколько раз в присутствии экс-акционера компании Леонида Невзлина и Лебедева, сообщал свидетель. Причем участникам встречи было предложено стать бенефициарами, то есть получить денежные средства от стоимости 30% акций компании в случае ее продажи. «Соглашение было устным, и было дано под честное слово Ходорковского. Вознаграждение в виде стоимости от последующей продажи 30% акций им предлагалось за становление компании и за создание условий для дружественного поглощения НК «ЮКОС» группой МЕНАТЕП под руководством Ходорковского», – отмечается в приговоре.
Суд еще раз отметил, что Ходорковский и Лебедев, признанные виновными в хищении нефти и отмывании выручки с ее продажи, совершали преступления с целью личного обогащения. В частности, именно корыстные мотивы побудили их заставить «дочек» ЮКОСа заключить заведомо невыгодные договоры по поставкам нефти.
«Своими действиями члены организованной группы (под руководством подсудимых) осуществляли свои права на началах неразумности и недобросовестности, исходя из корыстных целей собственного обогащения», – резюмировал Данилкин.