Суд: Ходорковский и Лебедев вводили в заблуждение аудиторов PricewaterhouseCoopers
Хамовнический суд Москвы, в котором продолжается оглашение приговора по второму делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, установил, что бывшие руководитель ЮКОСа не только похищали нефть «дочек» нефтяной компании и легализовывали доходы от ее продажи ради личного обогащения, но и обманывали аудиторов из PricewaterhouseCoopers (PwC). Об этом сообщает РАПСИ.
В итоге последние были введены в заблуждение и дали положительное заключение о финансовой отчетности нефтегиганта, заключил председательствующий на процессе Виктор Данилкин.
Сами подсудимые, равно как и их защита, в ходе процесса неоднократно заявляли, что заключения PwC подтверждают, что ЮКОС получал прибыль от продажи якобы похищенной нефти прибыль, поэтому в деле попросту отсутствует состав преступления.
Данилкин, однако, установил, что Ходорковский и Лебедев создали подставные компании, именуя их операционными, через которые и осуществлялось движение нефти, ценных бумаг и денежных средств.
«Ходорковский, Лебедев и члены организованной группы с целью сокрытия совершенных преступлений, предъявляли их балансы наряду с балансами дочерних нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий международным аудиторским компаниям и, таким образом, обманным путем убеждали, что все они находятся в кругу консолидации ОАО «НК ЮКОС», – говорится в приговоре.
Таким образом, услугами PwC «похитители нефти» пользовались для получения обманным путем заключений о достоверности финотчетности подконтрольных им структур для сокрытия своей преступной деятельности, констатировал судья.
При этом аудиторам предоставлялись заведомо ложные либо заведомо неполные сведения о составе консолидации, существе и характере финансовых операций и иных сделок, направленных на легализацию имущества, приобретённого преступным путём, с участием подконтрольных им компаний, без раскрытия истинных преступных целей таких операций, объяснил Данилкин.
После проведения такого аудита и получения заключения PwC, основанного на неполных и ложных сведениях, Ходорковский «совершил действия, направленные на дальнейшую легализацию похищенного, чтобы распоряжаться похищенными средствами от имени уже иностранных компаний, выведя эти средства на их счета, открытые в зарубежных банках», отмечается в приговоре.
Адвокаты Ходорковского ранее обвинили PricewaterhouseCoopers в том, что аудиторская компания поддалась давлению российских правоохранительных органов, отозвав в 2007 году положительное заключение на финотчетность нефтяной корпорации за последние 10 лет деятельности ЮКОСа. Об этом сообщала The Wall Street Journal.
По мнению стороны защиты, решение PwС было принято из опасений за судьбу собственного бизнеса в РФ и не имело под собой реальных оснований. Аудиторы, по данным юристов, таким образом избежали угрозы уголовного преследования других своих партнеров в РФ.
Адвокаты заключенного предпринимателя уже подали иск в окружной суд Манхэттена. В документе истцы требуют обязать PwC раскрыть материалы, в которых раскрывается мотивировка отзыва заключения. Кроме того, юристы просят отозвать аудиторскую лицензию у экс-партнера компании Дугласа Миллера, чья подпись стояла под отзывом.
PricewaterhouseCoopers настаивает на законности и объективности своих действий. В компании утверждают, что отталкивались от обстоятельств, которые стали известны лишь в ходе расследования деятельности ЮКОСа в суде, а сам нефтегигант в свое время якобы предоставил для аудита недостоверные сведения о хозяйственной деятельности.
Второй фигурант дела – бывший руководитель МФО МЕНАТЕП Платон Лебедев в будущем также не исключал судебной тяжбы с PwC.
В марте 2007 года Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск Федеральной налоговой службы (ФНС), признав недействительными договоры аудита ЮКОСа за 2002-2004 годы. PwC, поначалу категорически отрицавшая обвинения в недобросовестности, в конце июня отозвала заключения за 1995-2004 годы, напоминает РИА «Новости».
Теперь официальная позиция аудитора заключается в том, что информация и заявления, которые были получены от бывших руководителей ЮКОСа, признанного банкротом 1 августа 2006 года, могли быть недостоверными.