Суд выносит обвинительный приговор Ходорковскому и Лебедеву
Хамовнический суд Москвы в понедельник приступил к оглашению приговора по второму уголовному делу в отношении экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского и бывшего руководителя МФО МЕНАТЕП Платона Лебедева. Бизнесмены обвиняются в хищении свыше 200 млн т добытой ЮКОСом нефти и легализации полученных преступным путем доходов.
Председательствующий на процессе Виктор Данилкин уже заявил, что приговор по делу обвинительный, однако по истечению срока давности уголовное дело в отношении Ходорковского и Лебедева прекращено по одному из эпизодов — хищению акций «Томскнефть» ВНК, передает РИА «Новости».
По словам судьи, оба предпринимателя руководили организованной группой, которая совершала преступления в нефтяном компллексе России. «Ходорковский, Лебедев и члены организованной группы распоряжались похищенным по своему усмотрению, направляя основную часть средств для собственного обогащения, а меньшую часть — в действующие предприятия нефтедобычи и переработки, чтобы воспроизвести добычу сырья и его переработку и создать возможность дальнейшего продолжения хищений», — говорится в приговоре.
Также Данилкин согласился с позицией прокуратуры в том, что экс-глава ЮКОСа и бывший руководитель МФО МЕНАТЕП зарегистрировали подставные компании в офшорных зонах «для облегчения совершения преступлений».
Кроме того, ЮКОС намеренно ставил своих «дочек» – нефтедобывающие компании «Томскнефть», «Самаранефтегаз» и «Юганскнефтегаз» – в заведомо невыгодные экономические условия, подчеркнул судья. По его словам, Ходорковский и Лебедев обеспечили заключение генеральных соглашений между ЮКОСом и перечисленными компаниями, которые «явно противоречили интересам последних и предметом которых являлось установление обязательных для сторон организационных условий, необходимых для беспрепятственного завладения нефтью».
Данилкин уточнил, что в этих соглашениях переход права собственности на продукцию, добытую в составе скважинной жидкости, переходит ЮКОСу от «дочек» прямо на устье каждой конкретной скважины, немедленно после извлечения сважинной жидкости из недр. «Тем самым нефтедобывающие предприятия изначально ставились в экономически невыгодные для них условия», – заключил судья.
В приговоре он также указал, что ЮКОС составлял заведомо фиктивные договоры купли-продажи нефти со своими «дочками», а также скупал нефтепродукты по заведомо заниженным в два-четыре раза ценам.
«Договоры-купли продажи нефти носили фиктивный характер, поскольку включали в себя заведомо ложные сведения о том, что покупателем нефти выступает ЮКОС. Между тем, Ходорковскому, Лебедеву и их сообщникам было достоверно известно, что ЮКОС фактическим покупателем нефти не является, а продукция нефтедобывающими предприятиями самостоятельно отгружается непосредственно российским и зарубежным потребителям», – пояснил Данилкин.
По его мнению, цена нефтепродуктов устанавливалась членами организованной группы и покрывала только затраты на их добычу и была в два-четыре раза ниже рыночной.
Судья упомянул в приговоре и о том, что Ходорковский и Лебедев легализовали имущество, добытое преступным путем. «С целью придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению похищенной нефтью, Ходорковский, Лебедев и другие члены организованной группы оформили от имени ОАО НК ЮКОС фиктивные договоры ее купли-продажи с подставными фирмами на внутреннем и внешнем рынке, то есть совершили легализацию имущества, добытого преступным путем», — отметил он.
Данилкин писал свое решение полтора месяца – со 2 ноября, когда он удалился в совещательную комнату. Изначально суд собирался приступить к оглашению приговора 15 декабря, однако по неизвестным причинам отложил процедуру на две недели.
Любой приговор, согласно Уголовно-процессуальному кодексу (УПК) РФ, состоит из трех частей: вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной, напоминает «Интерфакс». Прокуроры попросили приговорить подсудимых к 14 годам лишения свободы каждого с отбыванием наказания в колонии общего режима. Сторона защиты уже заявила, что обвинительный приговор будет обжалован, вплоть до европейского суда.
О резонансном деле в преддверии вынесения приговора высказались и российские лидеры. Президент страны Дмитрий Медведев заявил, что «ни президент, ни любое иное должностное лицо, состоящее на государственной службе, не имеет права высказывать свою позицию по этому делу (делу Ходорковского и Лебедева) или по какому-то другому делу до момента вынесения приговора». В свою очередь премьер-министр РФ Владимир Путин «свою позицию» все же озвучил – по его мнению, «вор должен сидеть в тюрьме», а вина фигурантов «доказана в суде». Несмотря на то, что позднее глава правительства поправился, подчеркнув, что комментировал первый процесс над Ходорковским и Лебедевым, адвокаты бизнесменов и правозащитники сочли подобные слова давлением на суд.
О том, что судья Данилкин в преддверии вынесения приговора подвергся внешнему давлению, в воскресенье вечером сообщил и источник «Газеты.Ru» в силовых структурах. По его словам, в субботу несколько «человек в штатском» доставили Данилкина в Мосгорсуд, где в это же время, возможно, находилась глава столичного суда Ольга Егорова, а также ожидался «приезд крупного начальства, но этого не произошло».
Вечером судью отвезли домой, предупредив, чтобы он не выходил из дома, и что за ним приедут и в воскресенье. Повторился ли приезд Данилкина в Мосгорсуд и в воскресенье, источник не уточнил.
По его словам, подобная ситуация объясняется тем, что к «обеспечению приговора» по делу Ходорковского и Лебедева подключилась группа сотрудников ФСБ «среднего звена», которые выполняют заказ «внешних заинтересованных лиц». Официально в Мосгорсуде эту информацию опровергли.
Тем временем журнал The New Times в понедельник опубликовал интервью с экс-главой ЮКОСа. Ходорковский, который побеседовал с главным редактором издания Евгенией Альбац еще до 15 декабря, признался, что догадывается о данной «сверху» команде относительно своего дела. Однако, по его мнению, «принятие окончательного решения, минуя президента Медведева, невозможно».
«В существующей ситуации мы сделали то, что могли… Мы защищались, отказавшись от любых политических аргументов. Результат – профессиональный провал обвинения, о котором пишут во всем мире», – констатировал экс-глава ЮКОСа.
Ходорковский был арестован в конце 2003 года, Лебедев — в июле 2003 года. 31 мая 2005 года они были приговорены Мещанским судом к 9 годам лишения свободы по обвинению в мошенничестве и неуплате налогов и этапированы в колонию. Позже Мосгорсуд снизил наказание до 8 лет каждому.
О втором уголовном деле в отношении бывших руководителей ЮКОСа стало известно в 2005 году, когда завершался первый судебный процесс в Мещанском суде. В 2009 году оба были этапированы из колонии в столичное СИЗО. По новым обвинениям Генпрокуратура инкриминировала бывшим руководителям ЮКОСа «хищение чужого имущества организованной группой в крупном и особо крупном размерах и его легализацию». В ходе прений прокуратура снизила на треть объем нефти, в хищении которой обвинялись Ходорковский и Лебедев. «Всего за период с 1998 по 2003 годы Ходорковский и Лебедев совершили хищение подконтрольных ЮКОСу компаний «Самаранефтегаз», «Юганскнефтегаз», «Томскнефть-ВНК» в объеме 218,749 млн рублей», — уточнял прокурор Валерий Лахтин.