Солдатенков: продажи «Мегафона» через «Евросеть» в 2011 году могут прекратиться
Продажи контрактов второго по величине российского сотового оператора ОАО «Мегафон» через крупнейшую розничную сеть – «Евросеть» – в 2011 году либо снизятся, либо прекратятся вовсе. Об этом в интервью газете «Ведомости» рассказал глава компании Сергей Солдатенков.
В октябре «Мегафон» продлил сроки контракта с «Евросетью» до конца 2010 года, чтобы ритейлер смог исполнить обязательства по подключению абонентов. Договора на 2011 год стороны не заключали. При этом у МТС контракт с «Евросетью» уже есть, а третий представитель «большой тройки» – «Вымпелком» – является не только партнером, но и крупным акционером сотового ритейлера.
«Есть два варианта: либо нас там (в «Евросети») не будет, либо мы получим меньший объем от продаж контрактов. Не думаю, что, если мы уйдем из «Евросети», это будет очень хорошо и для нас, и для них. Если мы остаемся, но с чуть меньшими продажами, в этом ничего страшного нет», – прокомментировал ситуацию Солдатенков.
По его словам, похожая ситуация у «Мегафона» ранее складывалась со «Связным», который не продавал продукты оператора в Москве. Выходом из положения Солдатенков считает налаживание дополнительных каналов продаж. «Сегодня в России 19 000 точек продаж. Сколько из них принадлежит «Евросети»? Всего 22%», – напомнил он.
По мнению главы «Мегафона», наиболее лояльных абонентов операторам дает собственная сеть продаж. «Это больший срок жизни абонента в сети, это более высокий показатель ARPU, это большее использование дополнительных услуг. Мы не можем построить огромное количество магазинов и не собираемся этого делать, но создаем программу, которая оптимизировала бы ситуацию с подключениями» – объяснил он.
Сейчас у «Мегафона» 2300 салонов, часть из них – франчайзинговые, часть – партнерские. Собственных точек продаж у оператора около 1 000, к концу 2011 года этот показатель должен вырасти до 1 500.
Отвечая на вопрос о влиянии собственной розницы на рентабельность бизнеса в целом, Солдатенков отметил, что «она (рентабельность) падает в основном за счет того, что продаются телефоны». «Объем этих низкомаржинальных продаж влияет на рентабельность всего бизнеса. Если не брать в расчет продажи телефонов, тогда падение маржинальности за счет наличия собственного ритейла составляет 1,5-2%. Но это не кардинальное падение. Да, год назад наша рентабельность составляла 49,7%, а сейчас -46,9%, и в основном причина в телефонах. Розница – это инструмент маркетинговой политики, у нас нет цели сделать ее высокорентабельной», – заключил гендиректор «Мегафона».
В апреле 2009 года компания заключила с «Евросетью» соглашение, по которому ритейлер должен был за 1,5 года (до 30 сентября 2010 года) подключить 7,2 млн новых абонентов. Сумма контракта составила $146 млн. Таким образом, стоимость подключения одного абонента составила $20,2.
По состоянию на первый квартал в своей отчетности «Мегафон» отмечал, что «Евросеть» полностью исполняет свои обязательства по контракту. Однако в отчетности за второй квартал в разделе «Риски» оператор сообщил, что рассматривает возможность продления сроков контракта с ритейлером для того, чтобы тот исполнил обязательства по подключению абонентов в рамках договора.
Как говорилось в отчетности «Мегафон» за второй квартал, в апреле оператор осуществил предоплату «Евросети» в размере $97 млн (3,29 млрд рублей), а по данным на 30 июня выплатил оставшуюся сумму в $49 млн (1,27 млрд рублей).
В мае этого года "Мегафон" обогнал по количеству абонентов в РФ «Вымпелком».