WSJ: китайские клоны российских истребителей угрожают позициям РФ на рынке вооружений
Китай готовится стать новым глобальным игроком на рынке поставки вооружений, сообщает в понедельник The Wall Street Journal. Причем технологии страна скопировала у России.
За 20 лет, прошедших с момента начала экспорта в КНР истребителей Су-27, Пекин не только наладил собственное производства, но и вступил в борьбу за внешние рынки, на которых РФ традиционно занимала доминирующее положение.
Россия заключила первый контракт с Китаем о поставках 24 самолетов за $1 млрд еще в 1992 году. С тех пор объем российского военного экспорта в Поднебесную составил порядка $20-30 млрд. Основные статьи поставок – истребители, военные корабли, подводные лодки, танки, ракеты и стрелковое оружие.
В 1990-х Китай, помимо готовых образцов, приобрел в РФ и лицензию на сборку 200 Су-27 на заводе в городе Шеньян. Аналог российского истребителя получила название J-11. На первых порах машины оборудовались комплектующими производства РФ. В частности, это касалось двигателей, авионики и РЛС. Однако в 2004 году КНР разорвала контракт, построив лишь чуть более 100 самолетов. А уже через три года, отмечает WSJ, по государственному телевидению демонстрировался первый успешный полет J-11, позиционировавшегося как разработка китайского ВПК. При этом и внешне, и по «начинке» истребитель практически не отличался от Су-27.
Недавно в интернет попали снимки двигателей J-11В и его палубной модификации J-15. Эксперты утверждают, что фотографии подтверждают, что в истребителях устанавливаются все детали производства КНР.
По словам главы китайской авиационной промышленной корпорации AVIC Чжао Синго, J-11 не является копией российского самолета. «Мобильные телефоны тоже все производятся по сходной технологии. Однако отрасль развивается стремительно, и похожие визуально детали вовсе не являются аналогами», – заверяет он.
По данным WSJ, РФ оказалась перед сложным выбором. Страна, полагает издание, либо продолжит поставлять в КНР вооружение и технологии, рискуя заполучить нового сильного конкурента, либо прекратит сотрудничество с Пекином в ВПК, потеряв огромный китайский рынок.
Ранее Москва пыталась оказывать давление на партнеров из Поднебесной, заморозив переговоры по поставке палубных истребителей Су-33, напоминает «Интерфакс». Позднее, впрочем, стороны вернулись к обсуждению деталей поставки, согласившись нга взаимные ограничения.
В 2010 году очередная новинка китайского авиапрома – JF-17 соперничает с российским МиГ-29 в тендере на поставку вооружения в Египет. При этом истребитель КНР стоит на $10 млн меньше российской машины, которая стоит $30 млн.
Потенциальными покупателями JF-17 также могут стать Шри-Ланка, Бангладеш, Венесуэла, Нигерия, Марокко и Турция. Ранее Судан уже закупил несколько JF-17 для своих ВВС.