Прокуратура не стала просить суд о продлении ареста Ходорковского и Лебедева
Прокуратура впервые не вышла в суд с ходатайством о продлении срока содержания под стражей Михаила Ходорковского и Платона Лебедева в рамках второго уголовного дела в отношении бывших руководителей ЮКОСа, сообщает во вторник «Независимая газета».
В итоге суд столкнулся с коллизией: с одной стороны, согласно законодательству, после окончания срока ареста 17 ноября оба фигуранта должны быть этапированы в колонию; с другой стороны, ни адвокаты, ни прокуроры в настоящий момент не заинтересованы в том, чтобы обвиняемые покинули столицу, не дождавшись вынесения приговора по второму делу.
При этом ходатайствовать о продлении содержания под стражей стороны уже не могут. По мнению экспертов, если суд и решится вернуть Лебедева и Ходорковского в колонию, то не обратно в Читу, а в Зеленоград. Не исключено, что условия ареста будут изменены непосредственно в «Матросской тишине».
Суд, удаляясь на написание приговора, не имеет права вести какие-либо судебные заседания, в том числе и продлевать срок содержания под стражей, пока приговор не будет оглашен. Соответственно, судья Виктор Данилкин до 15 декабря (даты оглашения приговора) не может принять какого-либо решения о мере пресечения Ходорковскому и Лебедеву.
«Конечно, это не значит, что после 17 ноября они (Ходорковский и Лебедев) будут освобождены из следственного изолятора, так как они еще отбывают наказание по приговору Мещанского суда», – приводило РАПСИ слова адвоката экс-главы ЮКОСа Вадима Клювганта.
Защитник при этом затруднился предположить, каким образом суд выйдет из сложившейся ситуации. «С подобным в своей практике я не встречался», – признался адвокат.
Напомним, прокуроры требуют приговорить подсудимых к 14 годам колонии по обвинению в хищении более 200 млн т нефти и легализации незаконных денежных средств, а также в хищении 38-процентного пакета акций ВНК стоимостью более 3 млрд рублей.
Защита при этом не смогла прояснить ситуацию и с тем, с какого момента, в случае вынесения обвинительного приговора, будет исчисляться срок наказания для Ходорковского и Лебедева. «Честно скажем: не знаем. И речь сейчас идет не о том, с какого момента, много или мало... А о том, что хотят посадить невиновных людей», – подчеркивал Клювгант.
Он разъяснил, что, согласно нормам закона, срок, отбытый в следственном изоляторе, должен быть зачтен. «То есть, из итогового срока должны быть исключены месяцы, недели и дни, которые обвиняемый провел в СИЗО. Срок наказания всегда исчисляется с момента ареста», – напомнил адвокат.
На прошлой неделе в Хамовническом суде столицы завершились прения по делу ЮКОСа. В минувший вторник Ходорковский выступил с последним словам, в котором заявил, что не боится пробыть в тюрьме до смерти. «Мне, как и любому, не хочется жить в тюрьме, но и не хочется умереть», – подчеркнул Ходорковский, добавив, что «вера стоит жизни».