Индекс Big Mac: рубль недооценен по отношению к доллару в 1,6 раза
Российский рубль недооценен к доллару примерно в 1,6 раза, свидетельствует индекс Big Mac, рассчитываемый на основе цены известного гамбургера в ресторанах McDonald's в разных странах. Индекс публикует журнал The Economist.
Big Mac в России в этом году стоит $2,34 по сравнению с $3,73 в США. Это свидетельствует о том, что «правильный» курс российской валюты должен составлять около 19 рублей за доллар.
Дороже всего знаменитый бургер стоит в Скандинавии (в Норвегии — $7,20, в Швеции — $6,56), что почти в два раза больше, чем в Америке. Дешевле всего Big Mac обходится жителям Аргентины - $1,78.
Индекс позволяет оценить, какие валюты в настоящий момент переоценены, а какие — недооценены, с помощью всего одного показателя — цены на сэндвич. В список стран «переоцененных» попали Швейцария (стоимость Big Mac — $6,19), Бразилия ($4,91), Дания ($4,9), Колумбия ($4,39), страны еврозоны ($4,33), Канада ($4), Турция ($3,89) и Австралия ($3,84).
Места самых недооцененных валют сразу после Аргентины прочно заняли азиатские государства. Так, на втором месте находится Гонконг, где бутерброд из McDonald's стоит $1,9, затем следуют Китай ($1,95), Таиланд ($2,17), Малайзия и Филиппины (в обоих странах - $2,19). На следующей позиции находится Россия.
Рубль, по оценкам The Economist, в 2003-2005 гг. был недооценен примерно на 50%, в 2006 году отклонение от «справедливого» курса уменьшилось до 42,9%, в 2007 году — до 40,5%, а в начале 2008 года — до минимальных 28,9%, напоминает «Интерфакс».
Однако кризис и последовавшее за ним ослабление российской валюты вновь увеличили эту цифру, вернув ее к показателю трехлетней давности в начале 2009-го.
Индекс Big Mac основан на теории паритета покупательной способности, согласно которой валютные курсы должны уравнять стоимость потребительской корзины в различных странах. В данном случае вся корзина состоит из одного бургера, который готовится в разных странах по одинаковой технологии из одинаковых продуктов и цена которого посчитана в долларах.
Таким нехитрым способом можно определить, какие страны обременены дорогой национальной валютой, а какие — поддержаны дешевой. В то же время следует иметь в виду, что цена гамбургера во многом зависит от местных издержек, таких как стоимость аренды и заработная плата персонала, которые заметно отличаются в разных странах и имеют тенденцию быть ниже в более бедных государствах.