Греф дал показания по делу ЮКОСа в Хамовническом суде
Председатель правления Сбербанка Герман Греф дал свидетельские показания в Хамовническом суде Москвы по второму уголовному делу в отношении экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского и бывшего руководителя МФО МЕНАТЕП Платона Лебедева, передает «Интерфакс».
Греф воздержался от общения с журналистами до начала слушаний. Между тем, по свидетельствам очевидцев, помимо представителей печатных изданий и радиостанций на заседании впервые за долгое время появились корреспонденты государственных телекомпаний.
Пресс-центр Ходорковского и Лебедева сообщает, что после формальных вопросов судьи первым к Грефу обратился экс-глава ЮКОСа.
«Я планировал задать вам вопросы по двум событиям — Восточная нефтяная компания (ВНК) и нефть. По событиям с ВНК срок давности истек, но суд все равно решил, что нужно этот вопрос рассматривать», — уточнил подсудимый.
Глава Сбербанка сообщил, что в бытность министром экономического развития и торговли ничего не слышал о хищении Ходорковским 350 млн тонн нефти. «Проверка в мои обязанности не входила, но если бы это было обнаружено, то мне бы доложили», — пояснил свидетель, слова которого приводит РИА «Новости».
Греф также фактически подтвердил, что ЮКОС законно приобретал нефть у своих дочерних компаний по ценам ниже, чем в европейских портах. «Иначе быть не может», — ответил он на вопрос Ходорковского о том, обусловлена ли экономически ситуация, когда цены на нефть на внутреннем рынке в несколько раз ниже, чем на европейских биржах. «Целым рядом факторов это можно объяснить. В первую очередь - экспортным налогообложением», — пояснил глава Сбербанка.
Согласно обвинению, Ходорковский также осуществлял хищение природного ресурса на узлах учета «Транснефти». Подсудимый хотел спросить у Грефа об этом, начав с того, помнит ли свидетель о том, по какой год, начиная с 1999, он входил в состав совета директоров компании. «Даже не помню, что входил в состав совета директоров», — отметил Греф.
Тогда Ходорковский попытался выяснить у Грефа, укладывалась ли сделка между «Томскнефтью» и ВНК, хищение акций которой инкриминируется подсудимым, в обычную практику. В частности, экс-глава ЮКОСа поинтересовался, была ли нормой ситуация, когда договор купли-продажи предусматривает право обратного выкупа акций.
«Это обычная практика — сделка репо. Насколько я понимаю, та ситуация, которую мы обсуждаем, не сделка репо», — ответил Греф.
Итоги допроса Грефа адвокаты Ходорковского и Лебедева оценили позитивно. «Выступая сдержанно и осторожно, он подтвердил важные для защиты вещи», — заявил в перерыве судебного заседания адвокат Лебедева Константин Ривкин.
Комментируя по просьбе Ходорковского ситуацию с ВНК, он сообщил, что правительство в 1999 году собиралось продавать 30-процентный пакет акций «дочки» ЮКОСа, однако обнаружило, что «добывающие активы отсутствуют».
«Я позвонил Михаилу Борисовичу и договорился о встрече. Я сказал, что активы надо вернуть. Михаил Борисович аргументировал тем, что активы выведены в связи с иском третьего лица», — пояснил Греф.
По его словам, он договорился с Ходорковским о подписании соглашения, в соответствии с которым добывающие активы должны вернуться обратно, однако это условие так и не было выполнено.
«Я отправил соответствующее письмо премьер-министру Степашину, а также обратился в правоохранительные структуры», - продолжил глава Сбербанка.
Он сообщил, что в дальнейшем не следил внимательно за развитием этой истории, поскольку перешел на работу в Минэкономразвития и торговли. «Насколько я знаю, впоследствии активы были возвращены, и компания была продана», — добавил Греф.
Его показания суд заслушивал примерно 2,5 часа. На выходе из здания суда глава Сбербанка не ответил на вопрос, пойдут ли его показания на пользу или во вред Ходорковскому. «Я давал показания суду, а не в чью-то пользу», — резюмировал Греф, назвав «абстрактным» вопрос о том, был ли действительно похищен тот объем нефти, что фигурирует в деле.
Напомним, что именно защита фигурантов дела настаивала на вызове Грефа. Соответствующее ходатайство Хамовнический суд удовлетворил 19 мая.
С 1998 по 2000 год нынешний руководитель Сбербанка занимал должность первого замминистра госимущества России. Это ведомство осуществляло контроль за принадлежащими государству акциями. В частности, по словам Ходорковского, он лично обсуждал с Грефом вопросы, связанные с бумагами ВНК.
Напомним, в число инкриминируемых бизнесменам деяний входит якобы совершенное ими в составе организованной с другими акционерами ЮКОСа преступной группы хищение путем присвоения акций «дочек» ВНК в 1998 году на 3,6 млрд рублей. Также, по версии обвинения, они совершили легализацию похищенных бумаг на ту же сумму.