Рынок автокредитования сократился в четыре раза
Объем российского рынка автокредитования в прошлом году в денежном выражении сократился в четыре раза – с $20 млрд до $5 млрд, говорится в материалах аналитического агенства «Автостат». При этом доля автомобилей, продаваемых в кредит, выросла с 10-15% в начале 2009 года до 30-35% к концу года. По отдельным маркам, дилерам и регионам доля доходила в декабре и до 50%.
Снижение объема рынка объясняется тем, что в начале 2009 года средние ставки по автокредитам выросли в 2-2,5 раза -- с 12-14% до 25-30% годовых, а иногда доходили до 35-40%. Лимиты на ссуды для автовладельцев при этом были сокращены в 5-10 раз.
Ситуация начала выправляться только во втором квартале, когда заработала программа субсидирования ставок на покупку продукции отечественного автопрома. Параллельно многие компании совместно с банками начали выводить на рынок собственные кредитные продукты. Условия вновь стали смягчаться: снизилась сумма первоначального взноса, выросли сроки, на которые выдается кредит, и снизились проценты.
Накануне Сбербанк объявил о возобновлении автокредитования физических лиц в рамках государственной программы субсидирования процентных ставок. Кредиты предоставляются на покупку новых легковых автомобилей отечественных и иностранных марок, произведенных на территории России, стоимость которых не превышает 600 000 рублей.
В список машин, которые можно приобрести по льготной программе, входят 50 моделей, в том числе почти все легковушки «АвтоВАЗа» (включая Chevrolet Niva, которую завод выпускает в партнерстве с General Motors), семь моделей ГАЗа, восемь моделей УАЗа, а также Ford Focus (самая популярная сейчас иномарка), Fiat Albea, Kia Spectra, Renault Logan, Skoda Fabia, Volkswagen Jetta, Chevrolet Cruze, Hyundai Accent.
В целом спрос на новые автомобили в России за прошлый год упал на 49% - за 12 месяцев продано 1,46 млн машин. В январе года нынешнего спад продолжился: по сравнению с первым месяцем 2009 года продажи снизились еще на 37%, до 74 000 автомобилей.