РФ поставит Китаю не менее 12 млн тонн угля
ЛОНДОН (Рейтер) - Россия экспортирует не менее 12 миллионов тонн энергетического угля в Китай в этом году, а возможно - намного больше, что может ускорить рост мировых цен, говорят российские экспортеры.
В ответ на рост спроса в Азии, особенно в Китае, Россия увеличивает поставки угля в этот регион, отчего цены на мировом рынке выросли до $100 за тонну на условиях FOB в январе с $85 в начале декабря. Если спрос в Китае cохранится на нынешнем уровне в этом году, цены могут вырасти еще на 20 процентов, считают экспортеры.
В прошлом году Россия экспортировала морем примерно 64 миллиона тонн энергетического угля, из которых 12 миллионов было продано в Китай.
"В этом году Китай купит не менее 12 миллионов тонн, это наше общее мнение, но это может быть и 15 миллионов и даже 20 миллионов, сейчас рано говорить, хотя спрос очень высок", - сказал один крупный экспортер.
В прошлом году поставки в Китай стали панацеей для российских производителей, которые не могли продавать уголь на переполненный европейский рынок. Китай покупал низкосортный уголь у СУЭКа и Glencore и высокосортный уголь у Мечела и KRUTrade. Китайцы были готовы платить дороже, чем клиенты в других странах Азии, и по мнению экспортеров, эта тенденция сохранится еще по меньшей мере несколько месяцев.
Сейчас российский энергетический уголь продается по цене около $100 за тонну на условиях FOB в тихоокеанских портах по сравнению с $70-80 за тонну - в балтийских.
"Спрос в Китае чрезвычайно высок, они хотят покупать все виды угля в больших количествах, но в наличии его немного", - сказал один из экспортеров.
Российские экспортеры стараются выполнить прошлогодние обязательства, сорванные из-за экстремальных погодных условий и заторов на железной дороге.
Задержки с разгрузками вагонов с углем в тихоокеанском порту Ванино, где один из терминалов (в бухте Мучка) принадлежит Сибирской угольной энергетической компании, повлекли за собой "пробки" на железнодорожных путях Дальнего Востока. Сложная ситуация с выгрузкой топлива наблюдалась также в порту Восточном, где основным грузоотправителем угля является компания KRUTrade.
Теоретически пропускная способность тихоокеанских портов - 23-35 миллионов тонн в год, но на практике она меньше, говорят экспортеры.
(Джэки Коуи. Перевел Денис Пшеничников)