Адвокат Александр Добровинский сообщил об аресте в Италии бизнесмена Михаила Некрича, заочно арестованного в России по делу об убийстве в январе 2014 года основателя сети магазинов «Партия» Александра Минеева и объявленного российскими правоохранительными органами в международный розыск. «Сегодня в Риме арестовали Михаила Некрича, который находился в розыске по делу убийства г-на Минеева (очень громкое дело о котором много писали в СМИ)», — написал у себя на странице в Facebook Дубровинский.
Дубровинский назвал арест Некрича «просто сенсационным случаем», потому что бизнесмен является гражданином Швейцарии, США, Израиля и России и был уверен, что «проблема» снята ... и ему ничего не грозит».
Информацию об аресте в итальянской столице бизнесмена Михаила Некрича, обвиняемого в России по делу об убийстве основателя сети магазинов «Партия» Александра Минеева, консульский отдел посольства России в Риме пока не подтвердил. «У нас пока нет никакой информации по этому поводу. Если даже задержание было произведено итальянскими властями, как правило, на оповещение может уйти до двух суток», — сообщили агентству ТАСС в диппредставительстве.
Обстоятельства задержания Некрича
О задержании Некрича ранее, 20 февраля, сообщила итальянская газета Il Secolo XIX. По данным издания, 53-летний гражданин России Некрич, постоянно проживающий в Цюрихе, был задержан 20 февраля при пересечении границы близ города Вентимилья. По всей видимости, он направлялся на встречу с друзьями, которые ожидали его в одном из ресторанов в Вентимилье, из Монако. Внимание пограничников привлекло «нервное и пренебрежительное» поведение владельца джипа с немецкими номерами. Его пробили по базе Интерпола и выяснилось, что Некрич находится в международном розыске. Сразу после задержания Некрича поместили в тюрьму в Сан-Ремо.
Сам Некрич заявил полицейским о своей невиновности и назвал свое уголовное преследование местью российских спецслужб, которые стремятся задержать его делового партнера Егора Шуппе.
Зять покойного российского бизнесмена Бориса Березовского Георгий Шуппе в январе 2015 года был объявлен в международный розыск по обвинению в соучастии в убийстве в 2014 году в городе Королеве основателя сети магазинов «Партия» Александра Минеева. Основатель сети магазинов «Партия» и глава ООО «Евразия», занимающегося торговлей и арендой недвижимости, 49-летний Александр Минеев был застрелен из автомата неизвестными в январе 2014 года в подмосковном Королеве. По версии следствия, убийство было организовано Шуппе и Некричем для захвата бывших торговых площадей магазинов «Партия» стоимостью около $1 млрд. По делу были арестованы несколько топ-менеджеров компании Минеева. Они, по данным следствия, вошли в сговор с Шуппе и Некричем, помогли им организовать убийство и хищение прав собственности Минеева. Речь идет о 19 торгово-офисных центрах в Москве общей площадью свыше 110 000 кв. м.
«Очень удачливый» бизнесмен из 90-х
Дубровинский в своем посте в Facebook сообщил, что знаком с Некричем более 20 лет, «по лихим девяностым». «Очень удачливый был бизнесмен. Потом, по-моему, все потерял. А был очень крутой: два больших самолета, шикарный дом на Лазурном берегу, квартиры по всему миру, под миллиард долларов денег», — написал адвокат.
Некрич в 90-е годы был партнером предпринимателя Михаила Черного и его имя было на слуху в связи с целым рядом громких скандалов, связанных с переделом собственности. Он в том числе помог структурам Искандера Махмудова купить в конце 90-х годов 30% акций Магнитогорского металлургического комбината у топ-менеджера ММК Рашита Шарипова. Но нынешний основной акционер и председатель совета директоров «Магнитки» Виктор Рашников опротестовал в суде продажу акций и сохранил за собой контроль над «Магниткой».
О роли Некрича в рейдерских захватах предприятий рассказал Forbes бизнесмен, владевший в 1990-х одной из металлургических компаний. Он заявил, что у братьев Льва и Михаила Черного всегда было чутье на захват. Но они «обычно жестко заходили и ставили талантливого паренька на актив — Махмудова, Дерипаску, Лисина, Некрича». Что такое «жестко»? «Хорошая дружба с милицией, судами, прокуратурой, с губернатором. Они с криминалом не связывались, скорее правоохранительные органы покупали, — рассказал Forbes Антон Баков, возглавлявший Серовский металлургический завод, владельцами которого Черной и партнеры стали в 2000 году. — Наш завод по приказу Росселя захватили «200 спартанцев», я приехал: железная решетка, не пускают. Митинговали неделю, да и признали поражение».
Не на уровне рассказов, а вполне официально имя Некрича несколько раз всплывало в зарубежных судах. В 2004 году он был ответчиком вместе с Михаилом Черным, Искандером Махмудовым, Олегом Дерипаской и Арнольдом Кислиным по иску экс-гендиректора Качканарского горно-обогатительного комбината (КГОК) Джалола Хайдарова, который обвинял их получении контроля над КГОКом путем рэкета и пытался отсудить $1,5 млрд. В 2009 году суд штата Дэлавер закрыл дело.
Имя Некрича фигурировало в материалах суда в Лондоне по иску Черного к основному акционеру UC Rusal Олегу Дерипаске. В суде Черной требовал от Дерипаски компенсации за 20%-ную долю в «Русале», которую он якобы передал бизнесмену для продажи «третьим лицам», но получил лишь $250 млн аванса. Дерипаска отрицал, что Черной был его партнером и владел хоть чем-то в «Русале», а был, якобы, криминальной «крышей» и расчет получил сполна. В результате стороны заключили мировое соглашение, в рамках которого Черной получил от Дерипаски $400 млн.
Адвокат Михаила Черного Марк Ховард в суде Лондона рассказал, в частности, что в 2000 году Черной уполномочил Некрича вести переговоры с Романом Абрамовичем о слиянии бизнесов «Сибала» и «Сибнефти». Сам Михаил Черной в своих показаниях в суде не раз упоминал имя Некрича, как участника важнейших встреч и переговоров.
Не обошла Некрича стороной и борьба за собственность в нефтянке, где с 1997 года где-то шла приватизация, а где-то активы уже перераспределялись. Самое свирепое сражение вела «Альфа-Групп» против структур Черного и Некрича. На кону стояло гигантское Самотлорское и другие крупные месторождения Тюменской нефтяной компании. В истории этой схватки были отмененные заседания акционеров, покушения и отказ нижневартовских диспетчеров сажать самолет, который вез представителя государства Юрия Шафраника голосовать против действующего гендиректора. В 2000 году Черной в интервью «Ведомостям» рассказал, что еще до конкурса я со своими партнерами сумел скупить 12% акций самой ТНК и крупные пакеты вплоть до контрольных ее основных «дочек». И, по словам Черного, они могли бы конкурировать с «Альфой» и побороться за второй пакет ТНК, который выставлялся потом на конкурс. «Но после разговора с Фридманом я решил продать акции. Все-таки это был их бизнес», — рассказал Черной изданию.