В РЖД задумались о внедрении системы take-or-pay ("бери или плати"), предусматривающей предоставление приоритетного доступа к инфраструктуре грузоотправителям, давшим обязательства по перевозке фиксированных объемов грузов, сообщает "Коммерсантъ" во вторник, 13 сентября.
Издание ссылается на письмо старшего вице-президента компании Сергея Мальцева в Минтранс, направленное в июле."Концепция договора take-or-pay, предлагаемая ОАО РЖД, предполагает, что грузоотправитель будет заявлять на несколько лет вперед объем перевозок и получать приоритетный доступ к инфраструктуре, а за невыборку объема заплатит штраф", - указывает газета.
Средства, полученные таким образом пойдут на развитие инфраструктуры, рассчитывают в компании. Источники газеты в отрасли, в свою очередь, считают, что предложение несет определенные риски.
По их мнению, система потребует гарантий долгосрочной стабильности железнодорожных тарифов. Кроме того, при вводе приоритетного доступа государство "открывает ящик Пандоры, ставя под угрозу принцип публичности перевозок", подчеркивают собеседники. Наконец, договоры take-or-pay могут принять добровольно-принудительный характер, опасаются они.
Соответствующие предложения РЖД разработали в рамках июньского поручения главы государства по развитию портовых мощностей в Тамани, они направлены также в правительство.
В самой компании газете сообщили, что для ведения такой системы потребуется внести изменения в Устав железнодорожного транспорта. Действующее законодательство запрещает адресно предоставлять особые условия: даже тарифные преференции предоставляются лишь на определенном направлении и по определенным типам грузов.