Чиновники задумались о контроле за крупными расходами россиян
Минфин и Федеральная налоговая служба (ФНС) задумались о возможности контроля за крупными расходами населения, сообщает газета «Ведомости» в среду, 13 июля, со ссылкой на источники.
Пока, как утверждает газета, никакого проработанного механизма нет. Чиновники в беседе с изданием отметили, что идея еще очень «сырая», и нет ясности, как можно было бы наладить такой контроль.
Представитель Минфина заявил, что от ведомства подобная инициатива не исходила. Заместитель министра финансов Илья Трунин, в свою очередь, подчеркнул, что переходить к налогообложению разницы между оценкой богатства и декларируемых доходов напрямую нельзя. В ФНС не стали комментировать идею.
Чиновники указывают, что у ФНС уже сейчас достаточно данных для такого контроля. При постановке автомобиля на учет ГИБДД, например, передает информацию налоговикам для транспортного налога, а о покупке недвижимости ведомство узнает от Росреестра. Кроме того, налоговики могут получить и сведения о банковских счетах.
При этом использовать эти данные для доначисления НДФЛ физическим лицам нельзя. Партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин пояснил в разговоре с изданием, что необходимо обнаружить доходы, с которых не был уплачен налог, а сейчас НДФЛ с вмененного дохода уже взимается. Так, при продаже квартир, если она находится во владении меньше трех лет, налог рассчитывается от кадастровой стоимости независимо от того, какая стоимость указана в договоре.
Газета напоминает, что до 2003 года в Налоговом кодексе были статьи 86.1-86.3, по которым можно было контролировать расходы физических лиц, а в 1990-е годы существовала специальная декларация о расходах. Но было нельзя определить, откуда у человека доход: купил квартиру на деньги, которые занял, или на незадекларированные средства, поделился бывший заместитель министра по налогам и сборам Дмитрий Черник.
Он уверен, что определить доходы станет самым сложным и сейчас. Костальгин со своей стороны отмечает, что непонятно за какой период учитывать доходы, с учетом, что по налоговым нарушениям срок давности и период проведения проверки составляет три года, по уголовным - 10 лет.
Трунин уточнил, что механизмы контроля за расходами сегодня уже есть - большое число госслужащих, а также сотрудников госкомпаний декларируют доходы, состояние и крупные расходы. Эта информация пока не используется в налоговом администрировании, а то, что декларируется в госорганах и госкомпаниях, и есть данные о внешних признаках благосостояния. Он подчеркнул, что переход к прямому налогообложению разницы между оценкой богатства и декларируемых доходов может привести к росту споров с налоговиками с неочевидным исходом.
Собеседник «Ведомостей» добавил, что более продуктивным было бы улучшить плохо работающий механизм налоговых проверок физических лиц, но обращать внимание нужно лишь на «группы риска». Газета со ссылкой на данные ФНС уточняет, что за прошлый год было проведено 1269 выездных проверок, а доначислено только 2,6 млрд рублей.