Банки решили ужесточить требования к коллекторам
В тендерной документации Почта-банка появилось новое ужесточение требований к коллекторским агентствам, согласно которому для участия в тендере коллекторы должны представить гарантийное письмо, подтверждающее отсутствие дел об административных правонарушениях по фактам профдеятельности в отношении сотрудников участника, пишет газета «Коммерсантъ».
Тендер Почта-банка объявлен 17 марта, а его итоги планируют подвести 1 апреля. Банк отбирает коллекторов для работы с долгами физлиц на сумму 15 млрд рублей.
Участники рынка взыскания отмечают, что ранее банки не выставляли условий о необходимости гарантийного письма, подтверждающего отсутствие правонарушений по профпризнаку у сотрудников коллекторских агентств. Глава агентства «Активбизнесколлекшн» Дмитрий Теплицкий заявил, что банки проверяли отсутствие уголовных или административных дел в отношении коллекторского агентства, но справки касательно его сотрудников не требовалось. Крупнейшие банки на рынке розничного кредитования также подтвердили это изданию. В Сбербанке газете пояснили, что в банке не требуют гарантийные письма, но изучают репутацию компаний и акционеров при аккредитации. В ВТБ 24 назвали данное требование разумным, и при проведении тендера на услуги коллекторских агентств банк рассмотрит необходимость выставления подобных требований участникам закупки. В Почта-банке не стали пояснять причины появления данного требования.
Однако, как отмечает «Коммерсантъ», причины очевидны. В последние месяцы репутация коллекторов значительно пострадала из-за крупных случаев правонарушений, в том числе с применением физической силы, с их стороны. Коллекторов раскритиковали со стороны Центробанка, Генпрокуратуры, депутатов и других органов власти.
Несмотря на свою обоснованность, новое требование может сильно осложнить сотрудничество коллекторов с банками. В неофициальном разговоре участники рынка признались, что при большом количестве сотрудников гарантировать отсутствие административных правонарушений у каждого из них во всех филиалах затруднительно. Но, по словам главы компании «Быстрые судебные решения» Александра Федорова, выход из этой ситуации есть: коллекторские агентства, в частности крупные игроки, в случае если в отношении какого-либо сотрудника возбуждается уголовное или административное дело, стараются урегулировать дело мирным путем, а самого сотрудника увольняют задним числом. Федоров пояснил, что таким образом получается, что, когда человек совершил правонарушение он уже вроде бы и не являлся сотрудником агентства.