Генпрокуратура потребовала уволить зампреда ВЭБа
Генеральная прокуратура поставила вопрос об увольнении заместителя председателя Внешэкономбанка, ранее возглавлявшего наблюдательный совет МСП Банка, сообщается на сайте надзорного ведомства.
Имя чиновника в сообщении ведомства не уточняется. Согласно информации с сайта Внешэкономбанка, у главы правления ВЭБа Владимира Дмитриева — 11 заместителей. В их числе — Ирина Макиева, которая в июне 2014 года была избрана председателем набсовета МСП Банка.
Прокурорская проверка в МСП Банке показала, что деятельность банка не способствовала расширению доступа малого и среднего бизнеса к финансированию, а «велась в интересах извлечения прибыли и повышенного обеспечения руководителей банка высокими зарплатами», заявила Генпрокуратура. В частности, за 2014 и 2015 год председатель правления банка получил более 68 млн рублей, отмечается в сообщении.
Расходами на содержание работников банка (фонд оплаты труда составил около 1,8 млрд рублей) и аренду здания (более 500 млн рублей), в том числе, были обусловлены высокие ставки по кредитам для заемщиков, сообщили в Генпрокуратуре. По данным ведомства, МСП Банк создавал преимущественные условия по получению кредитов для «ограниченного круга» малых и средних предпринимателей. Бизнесменам, не входящим в этот круг, по некоторым программным продуктам выдавались кредиты со ставкой более 26% годовых, тогда как сам МСП Банк привлекал ресурсы «по ставкам значительно ниже рыночных» — например, 6,5% у Банка России и от 3,55% до 6,25% у Внешэкономбанка. Но также Генпрокуратура выявила случаи получения МСП Банком «заведомо дорогих кредитов в иностранных банках, отвлечения финансовых средств на цели, не связанные с оказанием поддержки предпринимателям».
Высокие ставки для заемщиков складывались из-за многоуровневой системы движения средств, на каждом этапе которой происходило удорожание кредитных ресурсов, отмечается в сообщении. Кроме того, МСП Банк взимал комиссию за бронирование средств не использованного заемщиком лимита их выдачи и устанавливал повышенные ставки в случае ненадлежащего исполнения обязательств по уплате комиссии, заявила Генпрокуратура. Кредитные договоры позволяли кредитору в одностороннем порядке повысить ставку, а в случае несогласия заемщика с новой величиной ставки его обязывали вернуть всю сумму кредита и начисленные проценты в течение 30 дней.