За новые дороги заплатят дважды
30 ноября. IFX-News - Наблюдательный совет "Автодора", возглавляемый вице-премьером Сергеем Собяниным, 25 ноября рассмотрел программу деятельности госкомпании на 2010-2015 гг. В сообщении Минтранса отмечается, что в рамках реализации программы планируется сформировать в стране сеть современных, качественных, скоростных автомобильных дорог. Ее развитие станет не только источником дополнительных поступлений для финансирования потребностей функционирования и развития дорожного хозяйства, но и рассматривается в качестве одного из основных инструментов привлечения внебюджетных инвестиций, в том числе на основе механизма концессии и иных форм государственно-частного партнерства.
Как стало известно "Ведомостям", госкомпания собирается до 2016 г. построить и реконструировать 1380 км дорог федерального значения. В том числе 235,1 км автодороги М1 "Беларусь", 122 км - М3 "Украина", 671,9 км - М4 "Дон", 251 км - М10 Москва - Санкт-Петербург, 53,9 км ЦКАД Московской области, 54 км магистрали Казань - Оренбург - граница Казахстана. Эти дороги в перспективе примут на себя 50% транспортного потока всех федеральных магистралей, считает госкомпания.
Но взамен участки этих дорог станут платными. Однако, согласно программе, деньги за проезд предполагается брать только там, где есть альтернативные бесплатные дороги. При расчете тарифов выбран "социально-умеренный" вариант: 1 руб. за 1 км для легковых автомобилей. Ежегодно тариф будет индексироваться с учетом инфляции и изменения размера ВВП. К 2016 г. госкомпания надеется собрать с автомобилистов 62,8 млрд руб. "платы за проезд".
Платные дороги позволяют снизить бюджетные затраты на строительство и ремонт, обеспечивают "более справедливый фискальный режим, возлагая дополнительные расходы на прямых пользователей дорог", нахваливают идею авторы программы.
Проводить все работы "Автодор" будет преимущественно на бюджетные деньги. Все расходы госкомпании до 2016 г. составят 1,431 трлн руб. Из них из бюджета и инвестфонда госкомпания планирует получить 61,6%, или 881,1 млрд руб. Еще 63,9 млрд руб. "Автодор" рассчитывает собрать в качестве платы за проезд и иных доходов.
Оставшиеся 486 млрд руб. "Автодор" рассчитывает привлечь на стороне. На 273 млрд руб. компания планирует разместить облигации со сроком погашения от 5 до 15 лет и купонным доходом от 12% до 8,5% (ставки будут ежегодно уточняться). Все облигации получат 100-процентную госгарантию, надеется госкомпания.
Оставшуюся часть внебюджетных средств составят пятилетние кредиты (32,9 млрд руб. под 10% годовых) и средства концессионеров (180,2 млрд руб.).
Программа пока изучается, но к ней уже достаточно вопросов, сказал чиновник министерства, участвующего в согласовании. По его словам, непонятен сам подход к делу, когда "Автодор" собирается строить платные дороги главным образом на бюджетные средства, а затем собирать деньги в свою пользу и "тратить непонятно на что".
Вопрос об отмене платы на той или иной платной дороге может быть актуальным через 12 лет с начала эксплуатации - примерно через такой срок дорога может себя окупить, говорит замминистра транспорта и член наблюдательного совета госкомпании Олег: "Впрочем, дорога может стать бесплатной и раньше, если государство решит досрочно вернуть заемные средства, привлеченные на ее строительство".
В пятницу с предправления госкомпании Сергеем Тарасовым связаться не удалось, а вечером он погиб во время крушения поезда "Невский экспресс".
Как сообщили сегодня Интерфаксу в управлении информации МЧС РФ., всего в результате аварии погибли 25 человек, из них опознаны тела 24 человек, госпитализировано - 90. Пока остается неизвестной судьба четырех человек, которые могли бы находиться в поезде.