Кремль исключил проверку бизнеса сыновей Чайки
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков в пятницу, 18 декабря, заявил, что деятельность генпрокурора Юрия Чайки проверяется на наличие возможного конфликта интересов постоянно, но бизнес его детей в сферу такого контроля не входит, передает «Интерфакс».
По словам Пескова, такие проверки проводятся в отношении всех, кого законодательство обязывает подавать декларации о своих доходах и имуществе. Это «практически абсолютно все», включая руководство администрации Кремля и генпрокурора, уточнил пресс-секретарь. Он также рассказал, что в Кремле существует целый контрольный механизм, а проверками занимается и Контрольное управление президента, и Управление президента по вопросам противодействия коррупции. Все они замыкаются на главу администрации Кремля Сергея Иванова, отметил Песков.
«Естественно, этот механизм не занимается контролем свободных предпринимателей. Если вы спрашиваете меня, будет ли этот механизм контролировать бизнес детей Чайки — совершеннолетних, самостоятельных предпринимателей — ответ однозначный: нет», — подчеркнул Песков.
На большой пресс-конференции президента 17 декабря журналистка Екатерина Винокурова заявила, что сыновья генпрокурора Юрия Чайки «ведут некий мутнейший бизнес, который надо расследовать». Владимир Путин в ответ на это сказал, что, если говорить о генеральном прокуроре, то нужно понять, нарушили ли его дети закон или нет, есть ли в его работе «какие‑то элементы, связанные с конфликтом интересов». Для такой проверки есть контрольное управление президента, заявил Путин.
quote_block node/308641«Мне не хотелось об этом говорить, но это не значит, что мы этим не занимаемся. Надо все внимательно посмотреть. Так же как нужно внимательно посмотреть и очистить все возможные составляющие сведений, появляющихся в интернете», — сказал он.
Сыновья генпрокурора Артем и Игорь Чайки оказались в центре внимания в начале декабря, когда Фонд борьбы с коррупцией (ФБК) Алексея Навального опубликовал расследование и выпустил фильм «Чайка. Криминальная драма в пяти частях». В расследовании ФБК заявил, что Артем и Игорь Чайки являются совладельцами в компаниях-производителях щебня и шпал для РЖД (ранее Forbes уже писал, что компания Артема Чайки в 2014 году выкупила у РЖД контрольный пакет крупнейшего поставщика щебня). Кроме того, ФБК заявил, что старший сын генпрокурора Артем Чайка и бывшая жена заместителя генпрокурора Ольга Лопатина совместно владеют греческим отелем Pomegranate, а у Лопатиной, как утверждал ФБК, также есть совместный бизнес с женами лидера и одного из членов «кущевской банды».
На пресс-конференции Путин впервые прокомментировал расследование. Его пресс-секретарь Дмитрий Песков накануне пресс-конференции назвал расследование заказным и сказал, что материал ФБК не был новым для Кремля, который видел его еще летом, но тогда за авторов расследования выдавали себя другие люди. Песков также подчеркнул, что в расследовании идет не о генпрокуроре, а о его совершеннолетних детях, которые, по его словам, не представляют никакого интереса для Кремля.
Премьер-министр Дмитрий Медведев, комментируя расследование ФБК в интервью телеканалам 9 декабря, заявил, что подобные публикации требуют тщательной проверки правоохранительными органами, поскольку часто носят заказной характер и являются частью политической борьбы. «Если сейчас никто ни о чем не говорит, это не значит, что реакции нет <...> Но оценки всегда давались и будут даваться, это понятно», — заявил Медведев.
Генпрокурор Юрий Чайка назвал расследование ФБК заказным, его заказчиками — сооснователя фонда Hermitage Capital Уильяма Браудера и «стоящие за ним мощные структуры». ФБК в ответ на это подал к Чайке иск о защите деловой репутации. Бывшая жена замгенпрокурора Ольга Лопатина опровергла информацию о наличии совместного бизнеса с членами банды Цапков и 15 декабря подала иск на 5 млн рублей к ФБК, сотрудникам фонда и компании Google (на принадлежащем ей сервисе Youtube ФБК разместил фильм по мотивам расследования). 16 декабря суд отказался принять иск.