ЕСПЧ нашел нарушения в российском законе о прослушке
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ)обнаружил несколько нарушений в российском законе, касающемся системы прослушивания мобильных телефонов в России, сообщает пресс-служба суда в пятницу, 4 декабря.
В решении по иску петербургского журналиста Романа Захарова указывается, сотрудники правоохранительных органов могут начать прослушивать устройство, даже не объяснив суду ее необходимость. Кроме того, согласно выводам ЕСПЧ, в законе не прописаны ситуации, при которых прослушивание должно быть прекращено, а также не упорядочен надзор за процедурой получения доступа к переговорам.
В сообщении подчеркивается, что россияне фактически не могут обжаловать подобную слежку за ними, поскольку сначала они должны доказать, что их прослушивали, а это практически невозможно.
Захаров обратился в ЕСПЧ в 2006 году. До этого он пытался обжаловать факт прослушивания своих разговоров в петербургском суде, но его заявление было отклонено. Истец не сумел доказать, что его прослушивали.
ЕСПЧ постановил, что Захаров «имеет право обратиться в Суд с жалобой на то, что является жертвой нарушения Конвенции, хотя он и не может доказать, что его телефонные переговоры действительно прослушивались».
Суд также пришел к выводу, что «в российском законодательстве отсутствуют адекватные и эффективные гарантии против злоупотреблений при прослушивании телефонных и иных переговоров». Суд постановил, что «вывода о нарушении Конвенции достаточно, чтобы компенсировать моральный вред, понесенный господином Захаровым».
В коммюнике отмечается, что в отношении истца была нарушена статья 8 (право на уважение частной и семейной жизни) Европейской Конвенции по правам человека. ЕСПЧ обязал Россию выплатить Захарову €40 000 издержек.