Банки оценили угрозу от краха «Трансаэро» и туроператоров
Банки обсудили проблему потерь из-за возврата денег за непредоставленные гражданам услуги или товары, которые были оплачены банковскими картами заранее, но не были получены из-за банкротства поставщиков. Совещание проходило в некоммерческом партнерстве «Национальный платежный совет (НПС)», участвовали около 20 крупных банков, такие как Альфа-банк, Промсвязьбанк, Росбанк, «Открытие» и представители МПС Mastercard, пишет газета «Коммерсантъ».
Обеспокоенность банков вызвана экономическим спадом и ожидающимся банкротством «Трансаэро», а также возможным крахом туроператоров из-за запрета полетов в Египет. По правилам международных платежных систем (МПС), которые технически осуществляют расчет, в случае банкротства поставщиков банк-эквайер должен вернуть средства клиенту, который ранее произвел платеж на счет обанкротившейся стороны.
«Потери банков-эквайеров на возврат средств по картам по указанной причине составляют десятки и сотни миллионов рублей», - сообщил начальник управления электронной коммерции Промсвязьбанка Борис Гаврилов. По подсчетам банка, в случае негативного развития событий потери эквайера от возврата средств за авиабилеты, проданных за полтора месяца до банкротства авиакомпанией со среднемесячным оборотом в 500 млн рублей, составят 750 млн рублей, притом что прибыль от работы с ней же по эквайринговому обслуживанию — всего 6 млн рублей в год.
Как пишет «Коммерсантъ», банк-эквайер может попытаться вернуть в ходе банкротства клиента свои средства, но шансы на это крайне малы.
В ходе совещания представители банков назвали возможные варианты выхода из положения. Один из них – это возможность менять правила МПС, которые позволили бы банкам требовать от торгово-сервисных предприятий (ТСП), продающих услуги с отсрочкой исполнения, дополнительных гарантий по отношению к банкам-эквайерам, к примеру, размещение страховых депозитов. По словам главы НП НПС, такой вариант банки обсудили с Mastercard. «Но правила нашей платежной системы не регулируют взаимоотношения между банками, ТСП и клиентами. Банки могут самостоятельно регулировать взаимоотношения с ТСП», - заявил директор по работе с госорганами MasterCard Алексей Малиновский.
Кроме того, обсуждалась отсрочка в зачислении средств эквайером на счет ТСП.
«Такое практиковалось в начале 2000-х годов. Банк-эквайер зачислял средства, полученные от клиента, на счет ТСП не в трехдневный срок, как сейчас, а в течение двух недель или даже месяца», - рассказал директор дирекции мониторинга электронного бизнеса Альфа-банка Алексей Голенищев.
Банкиры также обсудили возможность изменения законодательства. Например, возможность потребителя требовать возврата денег только в течение месяца с момента покупки, начинать выплаты только с момента признания ТСП банкротом или обязать ТСП страховать ответственность.
6 ноября глава ФСБ Александр Бортников предложил приостановить полеты российской авиации в Египет до выяснения причин крушения российского лайнера Airbus А321. Президент России Владимир Путин тогда поддержал инициативу главы ФСБ и 8 ноября подписал указ о временном запрете полетов российских авиакомпаний в Египет.
Утром 31 октября пассажирский самолет Airbus A321 авиакомпании «Когалымавиа», летевший из Шарм-эш-Шейха в Санкт-Петербург, потерпел крушение над Синайским полуостровом. На борту находились 224 человека, в результате крушения лайнера все погибли.
Осенью «Трансаэро» прекратила выплачивать долги, сумма которых достигла 260 млрд рублей. В начале сентября правительство решило спасти «Трансаэро». Предполагалось, что контроль над авиакомпанией перейдет «Аэрофлоту», который за 1 рубль выкупит 75% плюс 1 акция «Трансаэро». Но акционеры «Трансаэро» не успели консолидировать необходимый пакет акций к сроку, и 1 октября «Аэрофлот» отказался от оферты.
В октябре совладелец авиакомпании S7 Владислав Филев договорился о покупке контрольного пакета «Трансаэро». 21 октября Минтранс сообщил, что был подписан приказ об аннулировании сертификата эксплуатанта «Трансаэро» с 26 октября. 26 октября «Трансаэро» прекратила полеты и подала уведомление о намерении подать заявление о банкротстве.
2 ноября совладелец S7 Наталия Филева (№11 в рейтинге «Богатейшие женщины России», состояние — $160 млн) сообщила, что Филев решил выйти из сделки по покупке 51% акций «Трансаэро». «Мы выходим из сделки», — заявила она и пояснила, что крупнейший акционер «Трансаэро» Александр Плешаков не смог набрать 51% акций.