Директора фондов ЮКОСа обвинили друг друга в мошенничестве
Группа компаний-наследниц ЮКОСа обвинила бывшего директора Дэниела Фелдмана в злоупотреблении полномочиями в корыстных целях, а он в ответ заявил о незаконном обогащении руководителей голландских фондов ЮКОСа, сообщило во вторник, 4 августа, РБК со ссылкой на имеющиеся в распоряжении копии исков сторон друг к другу.
Оба иска поданы в окружной суд США по Южному округу штата Нью-Йорка. Заявителями первого иска, поданного в конце июня, выступают компании Yukos Capital Sarl, Yukos Hydrocarbons Investments Limited, Stichting Administratiekantoor Yukos International, Stichting Administratiekantoor Financial Performance Holdings и Luxtona Limited. Они требуют установить и взыскать сумму ущерба, якобы нанесенного Фелдманом.
Фелдман был директором Yukos Capital и корпоративным секретарем двух штихтингов (голландская форма траста), управляющих зарубежными активами ЮКОСа и средствами от их продажи. Компании в своем иске утверждают, что ради дополнительного вознаграждения он тайно делился конфиденциальной информацией с владельцами компании «Промнефьстрой», которая судится за имущество Yukos Finance, владевшей большинcтвом зарубежных активов ЮКОСа. В 2007 году «Промнефтьстрой» выиграла аукцион по продаже Yukos Finance, но экс-акционеры ЮКОСа оспорили сделку. Активы Yukos Finance были переданы ее «дочке» Yukos International, акции самой «дочки» перешли голландскому штихтингу под управлением бывших топ-менеджеров ЮКОСа.
Истцы также заявили, что в 2006 году, когда один из штихтингов собирался продать 14,8% разработчика топливных элементов Intelligent Energy, Фелдман сговорился с нанятым для сделки инвест-бутиком Turquoise Associates и его руководителем Али Наини о разделе гонорара от продажи актива. В 2011 году, когда крупнейший акционер ЮКОСа GML предложил штихтингам выплатить определенный процент от выигранных исков о компенсации имущества, Фелдман якобы подговаривал коллег по другим структурам ЮКОСа самовольно назначить себе вознаграждение, утверждают в компании. Согласно иску, участники конспиративного плана его не поддержали.
В иске также сообщается, что Фелдман, будучи управляющим траста голландских штихтингов, в 2008 году инвестировал от своего имени $0,5 млн в UFG Private Equity Fund II и только через пять лет он перевел эту инвестицию на сам траст под угрозой больших налогов и когда штихтинги узнали, что она им не принадлежит.
Кроме того, компании утверждают, что бывший директор Yukos Capital «без какой-либо очевидной причины» отказывался присоединиться к мировому соглашению с «Роснефтью», саботируя процесс в течение нескольких месяцев.
Фелдман в своем иске, поданном в июле, обвиняет директоров штихтингов ЮКОСа Дэвида Годфри, Брюса Мизамора, Стивена Тиди, Мишеля де Гилленшмидта и Марка Флейшмана в незаконном обогащении и утверждает, что его целенаправленно очерняли после раскрытия коррупционных схем.
Фелдман утверждает, что вскрыл «секретное» соглашение между GML и директорами штихтингов об «откатах» в их пользу. Речь идет о схеме бонусных выплат, предложенной GML в 2011 году. По ней директора фондов получают на всех 10% от любой суммы, которую штихтинги выплачивают GML. В иске утверждается, что в июне 2015 года совет директоров штихтингов одобрил перечисление GML $260 млн, из чего Фелдман делает вывод, что Мизамор, Тиди, Годфри, Флейшман и Гилленшмидт получат до $26 млн.
Истец также обвинил бывших коллег по Yukos Group в систематическом получении незаконного доступа к конфиденциальной информации, в том числе к телефонным переговорам фигур, связанных с «Промнефтьстроем», — Ричарда Дитца, Боба Форесмана и Стивена Линча. По его данным, руководительница отдела Yukos по «бизнес-разведке» Гретхен Кинг, в том числе, организовала приобретение ноутбука и жесткого диска со служебной информацией у некоего сотрудника «Роснефти». Представитель «Роснефти» отказался от комментариев.
Основной бенефициар GML Леонид Невзлин отказался от комментариев. Бенефициары слышали об этом иске, но деталей не знают и ими не интересуются, сказал РБК источник, близкий к GML.