В Еврокомиссии опровергли политизированность дела «Газпрома»
Предъявление «Газпрому» претензий в связи с нарушением правил конкуренции в Евросоюзе не связано с политической ситуацией, заявила еврокомиссар по вопросам конкуренции Маргрете Вестагер на пресс-конференции в Брюсселе в среду, 22 апреля.
Вестагер напомнила, что расследование в отношении «Газпрома» началось до присоединения Крыма к России, передает агентство Reuters. Она подчеркнула, что дело против «Газпрома» «не является политическим».
По ее словам, Еврокомиссия в ходе расследования установила, что «Газпром» злоупотребил своим доминирующим положением на газовых рынках ряда стран ЕС. «"Газпром" может взимать более высокие цены с некоторых стран, не опасаясь того, что <...> газ будет поступать от тех, где цены ниже», — сказала Вестагер. Она отметила, что цены на российский газ в некоторых странах отличаются на 40%.
Еврокомиссия 22 апреля официально направила «Газпрому» претензии в связи с нарушением правил конкуренции. По данным Еврокомиссии, «Газпром» злоупотребил доминирующим положением в Болгарии, Чехии, Эстонии, Венгрии, Латвии, Литве, Польше и Словакии. Еврокомиссия обвиняет российский холдинг в препятствовании трансграничным продажам газа, установлении несправедливых цен и увязывании поставок газа с получением оптовиками несвязанных обязательств, касающихся газотранспортной инфраструктуры.
Максимальный штраф, который Еврокомиссия может взыскать за нарушение правил конкуренции на рынке, составляет 10% от годового мирового оборота компании. «Теоретически это означает, что штраф (для «Газпрома») может превысить €10 млрд», — писала газета Financial Times. Издание отмечало, что до сих пор Еврокомиссия не стремилась к взысканию максимального штрафа. Рекордный выплаченный штраф по обвинениям в злоупотреблении доминирующим положением в Европе составляет около € 1,5 млрд, пишет газета.
В «Газпроме» обвинения со стороны Еврокомиссии назвали необоснованными. В компании подчеркнули, что решение Еврокомиссии — «лишь один из этапов проводимого антимонопольного расследования» и не означает признания «Газпрома» виновным в нарушении антимонопольного законодательства ЕС.
Глава МИД России Сергей Лавров в интервью «Эху Москвы» заявил, что «Газпром» заключал контракты с европейскими клиентами в полном соответствии с тем правовым режимом, который на тот момент действовал в Евросоюзе. «Когда они в Евросоюзе приняли третий энергопакет, требующий дробить производство, транзит, потребление и распределение потребителям, были попытки, и они продолжаются, задним числом, ретроспективно эти требования распространить и на старые контракты. Это абсолютно неприемлемо хотя бы потому, что есть у нас соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Евросоюзом от 1999 года, которое никто не отменял, где написано, что стороны обязуются не предпринимать действий, которые приведут к ухудшению условий ведения бизнеса, а с целым рядом стран — членов Евросоюза у нас есть двусторонние договоры о защите инвестиций, где тоже запрещено ухудшать условия ведения бизнеса», — заявил Лавров.