Скачок курса доллара стоил «Транснефти» 76 млрд рублей
Долг компании «Транснефть» по итогам 2014 года на фоне скачков курса доллара превысил отметку в 76 млрд рублей, что составляет почти 10% прошлогодней выручки компании, сообщает РБК со ссылкой на отчетность «Транснефти» в понедельник, 20 апреля.
По данным РБК, «Транснефть» страховалась от обесценения доллара при помощи производных инструментов, а также покупала специальные инструменты у одного из госбанков, чтобы снизить стоимость заимствований. В частности, компания получала право продать доллар по определенной цене и после брала на себя обязательство продать его по заранее оговоренной цене. В 2013 и 2014 году — на $4,2 и $2,7 млрд соответственно.
Глава отдела структурных продуктов компании «Атон» Евгений Москаль пояснил, что такие сделки используют для хеджирования валютных активов или для спекуляций. «В ситуации, когда доллар укрепляется, компании приходится продать доллары по более низкой цене», — говорит он.
В документах указывается, что для снижения стоимости заимствований «Транснефть» купила в 2013 году специальный барьерный дериватив на $2 млрд у одного из госбанков. В сентябре-октябре 2014 года барьерные инструменты были реструктурированы. К концу 2014 года балансовая стоимость обязательства компании по барьерным опционам составила 62,6 млрд рублей, по свопу — 13,8 млрд рублей.
По данным РБК, приобретенные в 2013 году опционы действовали с мая 2013 по октябрь 2014 года, а купленные в 2014 году - в августе–декабре того же года, когда происходила девальвация рубля.
В конце 2014 года собеседник РБК в Сбербанке рассказывал, что одна из компаний просила увеличить барьер, когда курс американской валюты приблизился к 40 рублям. Сбербанк тогда передвинул барьер на 50 рублей. Рост курса доллара выше этого значения привел к увеличению убытков этой компании. Источник не уточнял, о какой компании идет речь.
Другой источник в Сбербанке признал факт продажи банком барьерных продуктов «Транснефти», добавив, что потери компании (а значит, и заработки банка) на них составили около 1 млрд рублей.
Представители пресс-служб «Транснефти» и Сбербанка отказались комментировать эту информацию, отмечает РБК.