Родные Заура Дадаева отсудили у России €120 000 в ЕСПЧ
Родственники главного фигуранта дела об убийстве политика Бориса Немцова Заура Дадаева и Беслана Шаванова, взорвавшего себя гранатой в Грозном во время задержания, если и имели причину для мести, то в отношении силовиков, а не представителей оппозиции, сообщает газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источники в пятницу, 13 марта.
По данным издания, родственники Дадаева в январе 2015 года отсудили у России €120 000 за нарушение статьи 2 Европейской конвенции о защите прав человека (право на жизнь) в Страсбургском суде Жалоба «Дадаева и другие» зарегистрирована в ЕСПЧ под номером 67305/10. Газета отмечает, что дело проходило в суде с еще несколькими аналогичными жалобами на похищения во время второй чеченской кампании.
Согласно материалам дела, 24 сентября 2001 года во время спецоперации в селе Алхазурово, где похоронили Шаванова, в дом сестры матери Дадаева Ларисы ворвались вооруженные силовики и увели ее мужа Майрбека Шаванова и его брата Асламбека Шаванова с собой. После этого, она их больше не видела, указывается в жалобе. Сейчас Дадаева проживает в Бельгии, говорится в тексте судебного решения.
Источники газеты в правоохранительных органах назвали версию об убийстве Немцова за негативные высказывания в адрес мусульман «откровенно слабой». По мнению одного из собеседников, в деле об убийстве политика «вырисовывается картина, что этих ребят (фигурантов дела Дадаева, братьев Губашевых, Рамзата Бахаева и Тамерлана Эскерханова) использовали, причем втемную». «То, что человек воевал с ваххабитами в лесу, еще не значит, что он должен быть сверхпорядочным. Религия здесь не главное совершенно», - отметил источник.
Газета уточняет, что все фигуранты дела об убийстве Немцова являются родственниками и выходцами из станицы Вознесенской Малгобекского района Ингушетии. По словам матери Шагида и Анзора Губашевых Зулай Губашевой, Дадаев и погибший при задержании Беслан Шаванов приходятся ей племянниками. Родственных связей с ними не было только у Хамзата Бахаева, также выходца из Вознесенской.
Президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров рассказал «Коммерсанту», что никто из членов семей обвиняемых не попадал в поле зрения правоохранительных органов. Об этом он узнал, поручив силовикам проверить родственников фигурантов дела, проживающих на территории республики. «Сказать про них чего-то плохого не может никто. Порядочные люди, в меру религиозные», — сказал Евкуров.
Оппозиционер Немцов был застрелен в ночь на 28 февраля на Большом Москворецкому мосту рядом с Кремлем и похоронен 3 марта на Троекуровском кладбище столицы. После его убийства, Следственный комитет возбудил уголовное дело, по которому были задержаны и арестованы пять человек: Заур Дадаев, Хамзат Базаев, Шагит и Анзор Губашевы и Тамерлан Эскерханов. Позже стало известно, что Дадаев дал признательные показания в причастности к убийству. Позже «Московский комсомолец» сообщил, что мужчина отказался от показаний в беседе с правозащитниками из Общественной наблюдательной комиссии (ОНК).
Читайте также: «Заур Дадаев, говорите громче!»