Следователи допросили правозащитника по делу Немцова
Следователи провели допрос члена Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Москвы и Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Андрея Бабушкина, передает в четверг, 12 марта, ТАСС.
Бабушкин рассказал агентству, что следователи интересовались мотивами правозащитников, которые посетили задержанных по делу об убийстве оппозиционера Бориса Немцова. «Я ответил, передал им наши справки о посещении задержанных, объяснил, что у нас были основания полагать, что к ним применялись пытки. Допрос прошел в доброжелательной атмосфере, люди искренне пытаются разобраться в том, что мы и почему делали», — пояснил правозащитник.
Следователи также подтвердили, что ночью приезжали к члену ОНК, корреспонденту газеты «Московский комсомолец» (МК) Еве Меркачевой. По словам Бабушкина, они объяснили торопливость желанием «как можно скорее выполнить данное им поручение» и попросили его убедить Меркачеву как можно скорее явиться для допроса в СКР.
Правозащитник отметил, что не сможет посещать задержанных по делу об убийстве Немцова и СИЗО, в котором они содержатся, до тех пор, пока он будет фигурировать в качестве свидетеля по делу. По словам Бабушкина, Меркачева после допроса в качестве свидетеля также не сможет посещать задержанных по этому делу.
Во вторник, 10 марта, Бабушкин и Меркачева посетили задержанных по подозрению в убийстве Немцова. После этого Следственный комитет России (СКР) предупредил о недопустимости вмешательства в ход расследования дела и пообещал дать действиям правозащитников правовую оценку.
Следователи в своем заявлении подчеркнули, что правозащитники были проведены в СИЗО исключительно для выяснения условий содержания задержанного Заура Дадаева, но на встрече с обвиняемым они стали интересоваться материалами уголовного дела, нарушив тем самым закон. СКР отметил, что действия членов ОНК можно расценить как «вмешательство в деятельность следователя в целях воспрепятствования всестороннему, полному и объективному расследованию», за что предусмотрено максимальное наказание в виде ареста сроком до шести месяцев.
Во вторник вечером МК опубликовал текст члена ОНК и специального корреспондента издания Евы Меркачевой. Она написала, что арестованные сообщили об избиениях и пытках, которые якобы к ним применялись. Кроме того, по ее словам, Дадаев заявил, что дал признательные показания из-за того, что взамен ему пообещали отпустить товарища, задержанного вместе с ним. Он также якобы рассчитывал заявить о своей невиновности в суде, однако судья не дал ему слова. Со своей стороны, Андрей Бабушкин сообщил в своем блоге, что попросил Генпрокуратуру и СКР проверить жалобы арестованных по делу об убийстве Немцова на пытки.
Заявление Дадаева позднее прокомментировали в Басманном суде и Мосгорсуде. Представитель Басманного суда пояснила, что у фигуранта была возможность высказать свою позицию по поводу ходатайства следствия о его аресте. «Дадаеву было предоставлено слово. Только он думал, что рассматривается уголовное дело, а судья сказала, что нужно его мнение по поводу ходатайства следствия о помещении его под стражу», — отметила она, добавив, что Дадаев заявил, что «не согласен с мнением следователя». Представитель Мосгорсуда заявила, что на заседании рассматривался запрос следствия об аресте, а не вопрос доказательств и виновности обвиняемых.