Минфин нашел проблему в схеме финансирования проектов из ФНБ через банки
Минфин обнаружил проблему в схеме сквозного финансирования, придуманной чиновниками в прошлом году для того, чтобы одной суммой из Фонда национального благосостояния (ФНБ) помогать сразу и банкам, и инвестпроектам, сообщает газета «Ведомости» со ссылкой на заместителя министра финансов Алексея Моисеева в четверг, 5 марта.
Схема представляет собой вложение денег в капитал банка, а затем передачу их банком на поддержку проектов, выбранных кабинетом министров. По словам собеседника, сложности возникают из-за нормативов Центробанка.
Он уточнил, что купленные бумаги, для того, чтобы учитываться в капитале, должны быть высшего качества. В противном случае ЦБ по нормативам «Базель III» списывает часть суммы из капитала.
Моисеев пояснил, что бумаги SPV, создаваемые под инфраструктурные проекты, низкого качества. Таким образом, даже если у проекта «прекрасная экономика», SPV — «обособлена от основной компании и у нее нет рейтинга», поэтому вложения банка будут списаны из его капитала.
Проблемы возникли, например, при финансировании проекта «Новатэка» по строительству завода «Ямал СПГ». Компании были обещаны 150 млрд рублей из фонда. Изначально Минфин планировал финансировать проект через банки, но в связи с нормативами первые 75 млрд рублей пришлось выдать напрямую, купив бумаги ОАО «Ямал СПГ».
Издание напоминает, что при использовании схемы сквозного финансирования правительство хотело помочь ВТБ и Газпромбанку, направив им 250 млрд и 100 млрд рублей соответственно. Сейчас только ВТБ получил 100 млрд рублей на инвестпрограмму РЖД.
Газпромбанк должен будет купить на 38 млрд рублей из ФНБ бумаги «Автодора» для финансирования строительства ЦКАД (всего на проект пойдет 150 млрд рублей). Два чиновника в беседе с газетой уточнили, что еще 150 млрд рублей из ФНБ будут направлены РЖД на модернизацию БАМа и Транссиба, однако в этом случае деньги вкладываются в привилегированные акции, потому банки в схеме участвовать не будут.