Песков назвал отмену электричек проблемой РЖД и регионов
Ситуация с отменой пригородных электричек в регионах, за которую в среду президент Владимир Путин жестко раскритиковал вице-премьера Аркадия Дворковича, не является «проблемой правительства — это проблема РЖД и бюджетов регионов», заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков газете «Коммерсантъ».
По словам Пескова, о существовании проблемы с пригородным сообщением президенту «известно не первый год». «Но ни разу не доходило до полной отмены электричек, как это происходит сейчас в некоторых регионах. С точки зрения президента, это неприемлемая ситуация»,— пояснил пресс-секретарь.
Вопрос по электричкам не был неожиданным, о проблеме публично заявляли губернаторы большинства регионов вокруг Москвы, отметил источник газеты в управлении внутренней политики (УВП) президента. УВП отвечало лишь за «снятие проблемы» в информационном пространстве, сказал он. По словам источника, если «решением вопроса» и занимались в Кремле, то экономический блок, который курирует помощник президента Андрей Белоусов.
В РЖД после критики президента пообещали в минимальные сроки восстановить отмененное сообщение, но пока речь идет только о возврате электричек, отмененных с начала 2015 года, сказал источник в отрасли. В январе по всей стране было отменено около 300 поездов, а раньше —10% из 5700 электричек (данные на конец 2014 года).
Вопрос об отмене электричек в российских регионах обсуждался на совещании президента с правительством в среду. При этом Владимир Путин обрушился с резкой критикой на Аркадия Дворковича, курирующего транспортную отрасль. «Вы что, с ума сошли что ли? Это несерьезный подход, это же касается тысяч людей», — заявил он. Путин потребовал восстановить движение отмененных электричек «оперативным способом». Представитель РЖД в тот же день сообщил, что отмененные маршруты будут восстановлены в минимально возможные технологические сроки.
Массовые отмены электричек начались еще в 2012-2013 годах — тогда отменили 326 поездов. В 2014 году пригородные пассажирские компании изменили механизм работы, перейдя на заключение с регионами договоров, по которым услуга оказывалась только на оплаченный объем. Регионы и пригородные пассажирские компании должны были заключать контракты на 15 лет, а государство со своей стороны соглашалось субсидировать содержание инфраструктуры РЖД, выплачивая по 25 млрд рублей в год. Кроме того, с 2015 года выросла плата за инфраструктуру: если раньше пригородные пассажирские компании перечисляли РЖД только 1% тарифа за пользование путями, а остальное компенсировало государство, то сейчас должны платить 25%. Регионы не спешили заключать контракты на перевозки на новых условиях. В результате в Вологодской, Псковской, Тульской областях электрички ликвидировали полностью, в Нижегородской, Воронежской, Орловской и Кировской областях и Пермском крае их число сократили. Глава РЖД Владимир Якунин в конце января посоветовал недовольным обращаться к региональным администрациям, заявив, что электрички «отменяет не РЖД».