Гаагский суд раскрыл владельцев покупателя «Юганскнефтегаза»
Компания «Байкалфинансгруп», купившая основной актив ЮКОСа «Юганскнефтегаз» на аукционе в конце 2004 года, была создана непосредственно для участия в этих торгах и «хорошо известно, что за «Байкалом» стоял «Сургутнефтегаз», заявлял представитель России в суде по иску бывших акционеров ЮКОСа. Эта информация содержатся в опубликованном в понедельник, 28 июля, решении третейского суда в Гааге.
Во время заключительного предъявления аргументов сторонами председатель суда заявил адвокату ответчика, что его задача – убедить суд, что «Байкалфинансгруп» не была подставной компанией, отмечается в документе. Представитель ответчика настаивал, что за компанией стоял «Сургутнефтегаз», следует из документа. В частности, адвокат указал на то, что «Байкалфинансгруп» на аукционе по продаже «Юганскнефтегаза» представляли менеджеры «Сургутнефтегаза» Игорь Минибаев и Валентина Комарова. По его словам, с компаниями, аффилированными с «Сургутнефтегазом», была связана и Валентина Давлетгареева, зарегистрировавшая «Байкалфинансгруп». Адвокат ответчика рассказал, что Давлетгареева продала 100% своей доли в «Байкалфинансгруп» компании «Макойл», частично принадлежавшей секретарю совета директоров «Сургутнефтегаза», указывается в документе.
«Соответственно, утверждает ответчик, "все те, кто имел связь с компанией в официальном порядке или был отождествлен с ней, могут быть идентифицированы как имеющие значительные позиции или связи с «Сургутнефтегазом», - приводятся слова представителя России в документе суда.
Как следует из решения суда, трибунал считал происхождение «Байкалфинансгруп» «одним из самых непрозрачных аспектов аукциона» по продаже «Юганскнефтегаза». «Было очевидно, что посредник создан исключительно с целью заявки на ЮНГ («Юганскнефтегаза») на аукционе. Как отмечалось ранее, она была зарегистрирована с уставным капиталом в $359», - указывается в решении.
Представитель России в суде назвал не относящимися к делу факты того, что «Байкалфинансгруп» была зарегистрирована всего за пару недель до аукциона и имела минимальный уставный капитал. При этом он указывал, что компания смогла внести депозит для участия в аукционе в размере $1,77 млрд после получения финансирования от третьих лиц. По словам представителя России, ресурсов «Сургутнефтегаза» хватило на выплату депозита, но не на полную оплату покупки без займов на международном рынке, а возможность получить финансирование была заблокирована после вынесения в США судебного запретительного указа в отношении активов ЮКОСа.
При этом адвокат ответчика в суде согласился с тем, что сделка "оказалась очень благоприятной для "Роснефти", отмечается в документе.
Бывшие акционеры ЮКОСа со своей стороны настаивали, что «Байкалфинансгруп» при покупке «Юганскнефтегаза» «действовала в интересах государства», а участие «Сургутнефтегаза» - «компании, известной своей дружбой с Кремлем» - «было исключительно для маскировки участия государства», следует из документа. Истцы утверждали, что характер и скорость событий, последовавших за продажей "Юганскнефтегаза", не могут быть согласованы с заявлениями ответчика о том, что приобретение "Байкалфинансгруп" «Роснефтью» "было полностью случайным и незапланированным". В частности, истцы указывали, что "Роснефть" уже 20 декабря 2004 года — на следующий день после аукциона — обратилась в ФАС за одобрением покупки 100% «Байкалфинансгруп» и менее чем через сутки получила разрешение.
Компания «Байкалфинансгруп», созданная за пару недель до продажи «Юганскнефтегаза», была единственным участником аукциона, состоявшегося 19 декабря 2004 года. За актив ЮКОСа она заплатила 261 млрд рублей ($9,3 млрд). Спустя три дня после аукциона 100% «Байкалфинансгруп» купила «Роснефть».