Правительство задумалось о приватизации системы ЭРА-ГЛОНАСС
Правительство рассматривает возможность акционирования НП ГЛОНАСС, которое будет предоставлять коммерческие услуги на базе государственной информационной автоматической системы извещения о ДТП ЭРА-ГЛОНАСС, пишет в четверг, 5 июня, "Коммерсантъ" со ссылкой на источник, знакомый с ситуацией.
Как рассказал собеседник издания, стратегия системы ЭРА-ГЛОНАСС, и, в частности, предложение Минтранса по коммерциализации ее инфраструктуры, обсуждались на днях на совещании у главы администрации президента России Сергея Иванова. "Министерство предлагает создать оператора ЭРА-ГЛОНАСС в формате частно-государственного партнерства путем создания на базе НП ГЛОНАСС АО с последующим расширением числа акционеров путем проведения допэмиссии", — рассказал источник газеты в правительстве. Он добавил, что Минтранс также предлагает закрепить право собственности над системой ЭРА-ГЛОНАСС за подведомственным ФГУП "Защитаинфотранс".
Министерство рассчитывает, что впоследствии ФГУП заключит с ОАО ГЛОНАСС контракты на эксплуатацию системы ЭРА-ГЛОНАСС, а также на использование ее инфраструктуры "в целях извлечения прибыли за счет развития и предоставления коммерческих услуг". Оператор ЭРА-ГЛОНАСС должен предоставить равный доступ к инфраструктуре системы всем заинтересованным компаниям на условиях, которые впоследствии определит государство. По итогам совещания правительству было поручено разработать стратегию ЭРА-ГЛОНАСС для представления президенту России Владимиру Путину. В секретариате курирующего ГЛОНАСС вице-премьера Дмитрия Рогозина от комментариев отказались.
НП ГЛОНАСС, куда входят 12 компаний, в числе которых "большая тройка" (МТС, "Мегафон", "Вымпелком"), Ростелеком и "Яндекс", является оператором ГЛОНАСС, а также единственным исполнителем работ по контракту Минтранса на внедрение системы ЭРА-ГЛОНАСС. Данная система необходима для оповещения медиков и полиции о ДТП: для этого в автомобили устанавливаются датчики ЭРА-ГЛОНАСС с измерителем ускорения, трехмерным гироскопом, сим-картой и навигационным модулем.
Президент НП ГЛОНАСС Александр Гурко подтвердил газете, что Минтранс предложил акционировать партнерство. Он полагает, что АО может провести допэмиссию в пользу государства и отмечает, что акционирование является единственным способом привлечь инвестиции в проект. По его словам, на содержание инфраструктуры ЭРА-ГЛОНАСС требуется 500-600 млн рублей, а на развитие необходимо еще 3,5-4 млн рублей.
Минэкономики уже предупредило администрацию президента, что в случае акционирования партнерства или создания дочернего АО не исключен риск потери госконтроля над инфраструктурой ЭРА-ГЛОНАСС. При этом в министерстве подчеркивают, что это не отрицательный отзыв. "Рассматривается несколько вариантов развития проекта, которые находятся на стадии межведомственного обсуждения для выработки наиболее оптимального варианта", — рассказала представитель министерства Елена Лашкина. В Минтрансе на запрос издания не ответили.
В МТС, "Вымпелкоме" и "Яндексе" от комментариев отказались, но представитель одного из операторов "большой тройки" отметил, что покупка акций ОАО ГЛОНАСС могла бы стать "интересной с точки зрения гарантии окупаемости вложений в навигационные технологии". Этот вопрос также пообещали рассмотреть в "Ростелекоме". В то же время, директор по правовым вопросам и связям с законодательной и исполнительной властью "МегаФона" Анна Серебрянникова рассказала "Ъ", что компания "не видит необходимости в акционировании, так как в этом случае вся схема взаимодействия будет изменена в силу конкурентных позиций".