ЕСПЧ задал России вопросы по жалобе Навального
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) коммуницировал жалобу оппозиционера Алексея Навального по так называемому делу «о жуликах и ворах» и задал правительству России два вопроса, сообщается в пресс-релизе межрегиональной правозащитной ассоциации «Агора", поступившем в Forbes в понедельник. Юрист «Агоры» Дамир Гайнутдинов представляет интересы Навального по этому делу.
Суд в Страсбурге интересует, было ли нарушение статьи 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (право свободно выражать свое мнение), и применяли ли российские суды нормы в соответствии с принципами, изложенными в статье 10.
Навальный подал жалобу в ЕСПЧ в 2013 году. Оппозиционер считает, что Люблинский районный суд Москвы нарушил его право свободно выражать свое мнение при рассмотрении иска единоросса Владимира Свирида. Мосгорсуд не восстановил Навального в правах по статье 10 конвенции, отмечается в жалобе.
Пенсионер и рядовой член партии «Единая России» Владимир Свирид в 2012 году подал в суд на Навального, потребовав взыскать с него компенсацию морального вреда в размере 1 млн рублей. Недовольство единоросса вызвало высказывание оппозиционера, опубликованное в рубрике "Правила жизни" в журнале Esquire. "В «Единой России» попадаются люди, которые, в общем-то, мне симпатичны. Но если ты вступил в «Единую Россию», то ты все-таки вор. А если и не вор, то точно жулик, потому что своим именем прикрываешь остальных воров и жуликов", - заявил Навальный.
Люблинский суд 4 июня 2012 года частично удовлетворил жалобу Свирида, обязав Навального выплатить единороссу компенсацию в размере 30 000 рублей. Навальный подавал апелляцию в Мосгорсуд, но тот 10 октября 2012 года отклонил жалобу. 29 апреля 2013 года кассационная жалоба была оставлена без рассмотрения.
Владимир Свирид подавал в суд на Алексея Навального еще в 2011 году, когда блогер впервые произнес фразу "партия жуликов и воров" в отношении "Единой России" в эфире радиостанции "Финам FM". Но тогда суд отклонил его иск, признав, что высказывание Навального носило оценочный характер, относилось к партии в целом и не затрагивало конкретных ее членов.