Прокуратуру Норвегии попросят расследовать гибель Магнитского
Норвежский Хельсинкский комитет намерен направить главному прокурору Норвегии запрос о проведении расследования в отношении российского следователя Олега Сильченко и двух сотрудников ФСИН, подозреваемых правозащитниками в жестоком обращении с погибшим в СИЗО юристом Сергеем Магнитским, пишет в среду британская газета Financial Times.
Норвежские правозащитники убеждены, что кто-то должен это сделать, раз в России никакие расследования не проводятся, но по всему миру звучат призывы покончить с безнаказанностью в этом деле, заявил изданию заместитель генсека Норвежского Хельсинского комитета Гуннара Экелов-Слидала. "Норвегия – хорошее место для этого. У нас есть ресурсы, у нас есть законодательство, у нас есть четкая заинтересованность в борьбе с безнаказанностью в большой соседней стране», - добавил он.
«Мы решили, что если мы не можем добиться правосудия в России, следует попытаться добиться правосудия за пределами России», - сказал изданию Билл Браудер основатель фонда Hermitage Capital, где работал Магнитский.
Hermitage Capital, в прошлом бывший крупнейшим иностранным инвестором в России, и Хельсинкский комитет Норвегии сотрудничают с 2010 года.
Норвегия – одна из немногих стран, чье законодательство позволяет проводить криминальные расследования по случаям нарушения прав человека, даже если обе стороны – нарушитель и потерпевший – находятся в другом государстве. Если норвежская прокуратура возбудит уголовное дело и выдаст международные ордера на арест, фигурантам дела будет трудно выехать за пределы России, отмечает Financial Times
Получить комментарии в МВД России и у Олега Сильченко изданию не удалось.
Аудитор Hermitage Capital Сергей Магнитский был арестован в ноябре 2008 года по делу о неуплате налогов инвестфондом Браудера. Коллеги и сторонники юриста настаивают, что арест Магнитского был связан с раскрытием им схем хищения бюджетных средств, к которым были причастны некоторые силовики и налоговики. В ноябре 2009 года 37-летний Магнитский скончался в больнице СИЗО, а его дело было закрыто. В 2011 году дело возобновили, и в июле 2013 года Тверской суд Москвы признал Магнитского и Браудера виновными. Браудера, находящегося за пределами России, заочно приговорили к 9 годам лишения свободы. Дело в отношении Магнитского после вынесения обвинительного приговора было прекращено в связи с его смертью.
Hermitage Capital и правозащитники настаивают на том, что перед смертью Сергей Магнитский был жестоко избит в изоляторе. Президентский Совет по правам человека в 2011 году в докладе президенту (тогда этот пост занимал Дмитрий Медведев) указал, что есть "обоснованные подозрения полагать, что смерть Магнитского была спровоцирована его избиением".
Российские следователи сочли, что причиной смерти Магнитского стало сочетание двух заболеваний — вторичной дисметаболической кардиомиопатии на фоне сахарного диабета и хронического активного гепатита — и неполучение им своевременной медицинской помощи. СКР завел дело о халатности, фигурантами которого стали врач СИЗО Лариса Литвинова и замначальника СИЗО Дмитрий Кратов. Дело против Литвиновой прекратили в связи с изменениями Уголовного кодекса. Кратов был оправдан судом.
Президент Владимир Путин в ходе большой пресс-конференции в 2012 году заявил, что Магнитский умер в СИЗО не от пыток, а от сердечного приступа.
В декабре 2012 года президент США Барак Обама подписал закон о «списке Магнитского», вводящий санкции против 18 россиян, которых Вашингтон подозревает в причастности к смерти юриста. В том числе, в "черный список" попали старший следователь СК МВД Олег Сильченко, который вел расследование дела Магнитского и начальники СИЗО «Бутырка» и «Матросская тишина» Дмитрий Комнов и Иван Прокопенко. В ответ на американский закон руководство России составило ответный список и запретило гражданам США усыновлять российских детей.