Прохоров отказался от «Ё-мобиля»
Миллиардер и политик Михаил Прохоров решил отказаться от проекта гибридного «Ё-мобиля», группа «Онэксим» уже передала все технологии государственному институту НАМИ и планирует продать цеха в Санкт-Петербурге, сообщила в понедельник газета "Коммерсантъ".
Представитель группы «Онэксим» рассказал изданию, что компания «Ё-Инжиниринг», спроектировавшая автомобиль, передала ФГУП НАМИ всю конструкторскую документацию и исключительные права на ноу-хау по разработке кузова и шасси автомобиля. Соответствующий договор подписан 3 апреля. Сумма сделки — €1. «Ё-Авто» сохранит за собой только бренд.
Замруководителя Минпромторга Алексей Рахманов подтвердил газете получение технологий. Он заверил, что министерство и НАМИ проанализирует наработки и затем примет решение, в каких именно проектах они могут быть полезны.
Директор по инвестициям «Онэксима» Валерий Сенько объяснил отказ от проекта, анонсированного Прохоровым в 2010 году и собравшего 215 000 предзаказов, спадом рынка и резким ростом цен на оборудование. Он пояснил, что ослабление рубля резко увеличило стоимость производства, ведь большую часть оборудования предполагалось закупить за рубежом. Сами параметры проекта, по его словам, с 2010 года изменились. Тогда его бюджет мог составить €450 млн. Но на сами исследования уже потрачены "несколько сотен миллионов евро". И спад спроса сделал "неочевидной" эффективность проекта.
Сенько рассказал изданию, что предложение о продаже технологий «Ё-мобиля» поступали от иностранных компаний. Но было принято "принципиальное решение" оставить их в России.
Проект «Городского автомобиля» под маркой «Ё» был представлен 12 апреля 2010 года. В декабре того же года Прохоров представил действующие образцы «Ё-мобиля». Речь шла о трех модификациях «Ё-мобилей»: Ё-кросс-купе, Ё-микровэн, Ё-фургон. Предполагалось, что силовая установка автомобиля будет гибридного типа, с возможностью заправляться газом или бензином. Стоимость первого российского «гибрида» должна была составить приблизительно 400 000 рублей.
Начальный объем производства планировался в 45 000 автомобилей в год, было собрано 215 000 предварительных заявок. Бюджет проекта оценивался в €150 млн.
В апреле 2011 года вице-губернатор Санкт-Петербурга Михаил Осеевский подписал соглашение о строительстве в индустриальном парке «Марьино» завода по сборке гибридных автомобилей «Ё-Авто». Позднее совместное предприятие «группы «Онэксим» Прохорова и «Яровит-моторс» — «Ё-Авто» перенесло запуск завода по выпуску «Ё-мобилей» со второй половины 2012 года на конец 2014 — начало 2015 года.