Корпорация Google Inc. в понедельник, 13 января, объявила о покупке компании-производителя инновационной техники для дома Nest Labs. Сумма сделки составит $3,2 млрд. Продавцы получат деньги кэшем, говорится в пресс-релизе Google.
Пока стороны ожидают согласования регуляторов. Сделка будет закрыта в ближайшие несколько месяцев.
Сумма, которую Google согласилась выложить за Nest, оказалась на порядок выше неофициальных рыночных оценок бизнеса компании. В начале января портал Recode со ссылкой на осведомленные источники сообщал, что стартап готовит очередной раунд инвестиций объемом $150-200 млн и по его итогам надеется быть оценен в $2-3 млрд. В числе потенциальных инвесторов назывался фонд DST Global лидера рейтинга российских венчурных капиталистов Юрия Мильнера.
Nest была основана в калифорнийском Пало-Альто в 2010 году бывшими инженерами Apple Тони Фаделлом и Мэттом Роджерсом.
Фаделл в 2000-х получил широкую известность в технологической индустрии как создатель прорывного для «яблочной» корпорации продукта — плеера iPod — и в Apple за семь лет построил успешную карьеру, в момент отставки в 2008 году добравшись до позиции старшего вице-президента. Роджерс также работал над проектом iPod как специалист по программному обеспечению.
Продукция Nest, с которой компания вышла на рынок, получила лестные оценки экспертов за безупречный дизайн — на этот раз речь шла об инновационных домашних девайсах, термостатах и датчиках дыма.
С 2011 года термостат от Nest, помимо дизайна имеющий и хорошую техническую «начинку», остается на американском рынке бестселлером в своей категории. Устройство стоимостью $249 не только красиво выглядит, но и обладает уникальными характеристиками, позволяющими экономить энергию. В сентябре Nest отчитывалась о ежемесячных продажах термостатов в количестве 40 000 штук.
Восторженные отзывы заслужил и датчик дыма и углекислого газа, сконструированный Фаделлом и Роджерсом и поступивший в продажу незадолго до сделки с Google по цене $129 за штуку. Как и термостатом, управлять фильтром можно было и дистанционно через мобильные устройства, и с помощью сенсорных датчиков, которыми оснащена новинка.
Руководители Nest также анонсировали возможность интеграции обоих своих устройств как платформу для создания в будущем единой «умной» экосистемы в пределах одного дома. Например, при фиксации датчиком задымления в доме мог автоматически отключаться газ, а в отсутствие подобной угрозы датчик может работать как сенсор движения и передавать термостату дополнительную информацию о навигации человека внутри дома, так чтобы «родственное» устройство более корректно подстраивало бы температуру воздуха в помещении.
Дизайн устройств от Nest многие эксперты и потребители воспринимали как наследие лучших практик Apple периода второго пришествия в корпорацию Стива Джобса. Фаделл постоянно подчеркивает важность «эмоциональной» связи термостата и дымного датчика с потребителем. Учитывая это косвенное «родство» с главным конкурентом Google за доминирование на глобальном рынке, сделка стала неожиданностью для Кремниевой долины, хотя венчурное подразделение поискового гиганта ранее уже инвестировало в Nest.
«Google поможет нам полностью воплотить в реальность наше видение «умного дома» и позволит нам изменить мир быстрее, чем мы могли себе представить, оставайся мы и дальше независимыми. У нас была отличная динамика, но теперь мы способны развиваться с поистине космической скоростью» — так сделку в блоге Nest прокомментировал Фаделл, занимающий в компании пост гендиректора.
По его словам, внутри Google Nest останется независимым подразделением и не будет проводить ребрендинг, сохранится после поглощения поисковым гигантом и уникальная команда амбициозного стартапа.
Фаделл отметил, что Google не терял интереса к разработкам Nest с 2011 года, когда он еще до официального запуска продемонстрировал демоверсию термостата сооснователю поискового гиганта Сергею Брину.
Слухи о том, что Google работает над собственным термостатом, появлялись в прессе неоднократно. В итоге корпорация решила не рисковать и поглотить одного из самых перспективных игроков в сегменте. В ближайшие годы эксперты ожидают взрывного роста рынка умных устройств для дома, и разработки Nest могут стать решающим фактором в победе Google над конкурентами. Те же датчики дыма на сегодня в обязательном порядке должны быть установлены во всех домах во всех 50 штатах США. Аналитики IBISWorld в 2012 году оценивали объем американского рынка этого типа устройств в $1,4 млрд.
«Тони и Мэтт создали невероятную команду, мы с радостью принимаем их в семью Google, — приводятся в пресс-релизе слова сооснователя и гендиректора корпорации Ларри Пейджа. — Они уже производят потрясающие продукты, которые вы можете купить прямо сейчас, — термостаты, умеющие сберегать энергию, и дымовые фильтры, способные обеспечивать безопасность вашей семьи. Мы с нетерпением ждем момента, когда эти устройства станут доступны еще большему количеству домов в разных странах, так чтобы ваши мечты воплощались в реальность».