Кипр и Люксембург могут оказаться в черном списке офшоров Минфина
Минфин может вернуть в черный список офшоров Кипр и включить в него Люксембург, сообщает в четверг газета "Ведомости" со ссылкой на руководителя налогового департамента Минфина Илью Трунина. В настоящее время в список входит 41 офшор, к ним применяется особый налоговый режим.
Как напоминает Трунин в интервью изданию, на прошлой неделе Глобальный форум по обмену информацией для налоговых целей признал Кипр и Люксембург не соответствующими стандарту прозрачности. Это означает, что теперь обе страны классифицируются как офшоры.
Формальных препятствий для этого нет: международное объединение, имеющее мандат большой двадцатки, считает, что обе страны не способны предоставить информацию в полном объеме, а список Минфина и есть перечень таких юрисдикций, отмечает Трунин.
Угроза Минфина — очередное наступление на офшоры, пишет "Ведомости". Пока что Федеральная налоговая служба (ФНС) не может в полной мере применить его антиофшорные законы, и около четверти ее запросов в другие страны остается без ответа. В прошлом году без ответа осталась треть писем.
Трунин подчеркнул, что запросы игнорируют либо страны, с которыми нет соглашений, либо такие, как Люксембург и Кипр. «Против таких стран всегда есть дубинка в виде черного списка», — рассказал руководитель налогового департамента.
Газета отмечает, что в случае, если Минфин решится включить Кипр и Люксембург в черный список, некоторым российским схемам налоговой оптимизации "придет конец". Пока что экспортная выручка может оседать на люксембургских и кипрских структурах, если продавать им товар по заниженной цене, уменьшая налог в России и перенося центр прибыли в низконалоговую юрисдикцию. Такая сделка может попасть под контроль, только если структура формально аффилирована с российской. Но, как пишет газета, этот факт легко скрывают.
Галина Акчурина из «ФБК-права» подчеркивает, что в случае, если страна оказывается в черном списке, под контроль подпадают автоматически цены всех сделок, если их стоимость за год составит 60 млн рублей. Последствия могут быть серьезными: с этого момента компаниям придется обосновывать цены, направлять уведомления о сделках, что сложно и дорого; высок и риск претензий, для инспекторов сделка с компанией из черного списка — "как красная тряпка для быка".
Кипр был исключен из списка офшоров с января 2013 года. Акчурина отмечает, что после исключения популярность Кипра резко выросла. В целом Кипр и Люксембург, наоборот, самые большие нетто-кредиторы России, через них дивиденды и проценты уходят в офшор. После мартовского кризиса многие инвесторы бежали с Кипра в Люксембург.
Юристы полагают, что таким образом Минфин просто давит на эти две страны, заставляя их раскрыться. Как отмечает представитель ФНС, в последнее время Кипр начал исправляться и в очень короткие сроки предоставляет ответы на самые разные вопросы.