Обновлено в 11:00 мск 18 ноября
Пассажирский самолет Boeing 737-500 в воскресенье вечером, в 19:26 мск, разбился в аэропорту Казани. Катастрофа унесла жизни 50 человек — 44 пассажиров и 6 членов экипажа. Воздушное судно авиакомпании «Татарстан» следовало рейсом «Москва — Казань».
См. фотогалерею с места крушения.
По предварительным данным, Boeing совершил неудачную попытку приземления и при попытке уйти на второй круг ударился носом или крылом о взлетно-посадочную полосу, после чего взорвался. Так описали картину происшествия источники агентства «Интерфакс». По данным РИА Новости, пилоты примерно за 500 метров до торца взлетно-посадочной полосы сообщили о неготовности к приземлению и запросили у диспетчеров разрешения уйти на второй круг, по всей видимости, из-за технических неполадок при посадке.
На месте происшествия произошел пожар, международный аэропорт столицы Татарстана был временно закрыт, а следующие в Казань рейсы перенаправлены на другие аэродромы.
Список погибших опубликован на сайте управления МЧС по региону. В числе жертв катастрофы оказался сын главы Татарстана Рустама Минниханова 24-летний Ирек Минниханов, подтвердили в республиканской администрации. Также погибли начальник управления ФСБ по региону Александр Антонов и супруга комментатора ВГТРК Романа Скворцова Елена. Среди жертв крушения двое детей, а также двое иностранцев (граждане Великобритании и Украины). Останки всех 50 погибших обнаружены, некоторые из них сильно обгорели, что может затруднить процесс опознания.
Уголовное дело возбуждено по статье 263 УК России (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц). Источник «Интерфакса» в правоохранительных органах сообщил, что, по предварительным данным, причиной катастрофы могла стать ошибка экипажа. Рассматриваются также версии «погодного фактора», неудовлетворительного качества топлива и технической неисправности машины. В Следственном комитете основными версиями назвали ошибку пилотов и техническую неисправность. Речь, в частности, может идти о проблемах с механизацией крыла и нехваткой тяги двигателей при попытке захода на второй круг.
Разбившийся Boeing 737-500 был произведен в 1990 году, авиакомпания «Татарстан» была седьмым по счету эксплуатантом судна после перевозчиков из Франции, Уганды, Бразилии, Румынии и Болгарии. В авиапарке «Татарстана» борт находился с декабря 2008 года.
Республиканский перевозчик уже стал объектом проверки регуляторами. Эксперты Росавиации изъяли документацию лайнера и пробы топлива, которым Boeing заправляли в Домодедово. «Татарстан» планировала вывести лайнеры Boeing из своего авиапарка еще в 2012 году, когда ожидалось объединение авиакомпании с другим республиканским перевозчиков — «Ак Барс аэро».
По данным «Интерфакса», в конце ноября 2012 года с самолетом уже случалось ЧП: из-за срабатывания аварийных датчиков Boeing совершал экстренную посадку в Казани, тогда никто из 78 пассажиров и членов экипажа не пострадал. По неофициальной информации, сигнал о ЧП поступил из-за разгерметизации салона. В период эксплуатации в Бразилии лайнер также совершал аварийную посадку, после чего воздушному судну потребовалось время на ремонт.
У «Татарстана» претензий к самолету не было. В день катастрофы Boeing успел сделать несколько рейсов: из Казани борт совершил перелет по маршруту Казань — Ереван — Казань, затем вылетел в Москву, откуда должен был вернуться в столицу республики. Между рейсами судно проходило оперативное техобслуживание, и неполадок выявлено не было. Предыдущие рейсы были выполнены в штатном режиме. Пилоты, оба 1966 года рождения, имели большой опыт работы. «Командир воздушного судна Рустем Салихов начал выполнение полетов на этом самолете в 2012 году вторым пилотом, в марте того же года стал командиром. Его общий летный стаж — 21 год. Общий летный стаж второго пилота — Виктора Гуцула — 23 года», — сообщили «Интерфаксу» в пресс-службе «Татарстана».
Что могло послужить причиной катастрофы, выяснят специалисты. Пока бортовые самописцы рухнувшего лайнера не обнаружены. Из-за плохих погодных условий и темного времени суток работы на месте трагедии приостановлены до утра.
С рассветом в аэропорт прибыли около 800 военнослужащих, специалисты Межгосударственного авиакомитета (МАК), спасатели МЧС во главе с министром Владимиром Пучковым, в Казань экстренно прилетел и председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин.
18 ноября в Татарстане объявлено днем траура по погибшим.
Разбившийся Boeing был застрахован ООО «Ак Барс Страхование» на $9 млн. Точный размер и порядок выплат будет определен после получения официального заключения об авиакатастрофе. Ответственность авиакомпании перед пассажирами была застрахована в «Согазе». Родственники жертв получат по 2 млн рублей компенсации «вне зависимости от причин трагедии», заявил представитель страховщика. Вице-премьер Татарстана Юрий Камалтынов также объявил о выплате семьям погибших по 1 млн рублей из резервного фонда.