Президент группы «ГАЗ» Бо Андерссон будет номинирован на пост главы ОАО «АвтоВАЗ», сообщила в среду пресс-служба тольяттинского автогиганта.
Кандидатуру топ-менеджера на следующем заседании совета директоров АвтоВАЗа, которое состоится 4 ноября, предложат председатель совета Карлос Гон, зампред совета Сергей Чемезов и нынешний глава компании Игорь Комаров, который покидает АвтоВАЗ и займет должность руководителя Объединенной ракетно-космической корпорации.
До момента утверждения Андерссона в новом качестве исполнять обязанности президента АвтоВАЗа будет Олег Лобанов, исполнительный вице-президент компании по финансам и корпоративному развитию.
58-летний уроженец Швеции, Андерссон большую часть карьеры провел в GM. Он начал работать в американской корпорации в 1987 году как менеджер Saab, а через три года стал вице-президентом Saab по закупкам. В 1993—1997 годах Андерссон отвечал в GM за закупки электротехники и химической продукции. В 1997-м менеджер стал вице-президентом по закупкам европейского отделения GM, в 1999-м вернулся в Северную Америку для руководства всеми международными закупками.
Закупки и поставки корпорации он курировал до 2009 года, когда принял предложение возглавить группу ГАЗ. В компании, подконтрольной холдингу «Русские машины» Олега Дерипаски (№16 в рейтинге 200 богатейших бизнесменов России по версии Forbes, состояние — $8,5 млрд), Андерссон провел процесс обновления модельного ряда, заключил ряд партнерств с зарубежными автопроизводителями и достиг «лучших финансовых результатов за всю историю» ГАЗа, отмечается на сайте компании. В 2012 году выручка группы составила 127 млрд рублей, сократившись на 4% по сравнению с предыдущим годом.
В мартовском интервью газете The Wall Street Journal Андерссон рассказывал, что в ГАЗ его пригласил лично Дерипаска, и он принял сложный для себя вызов, несмотря на убыток группы по итогам 2009 года в 10,7 млрд рублей. Президент нижегородского автопроизводителя убедил собственника сделать акцент на выпуске коммерческого транспорта и пожертвовать перспективами пассажирского седана Volga Siber (созданная на базе Chrysler Sebring модель в итоге была выпущена в количестве 8700 машин при планируемом годовом производстве в 65 000), унифицировал отношения более чем с 200 дилерами, а также пошел на сокращение 50 000 рабочих мест в первый же год.
Используя связи в международном автопроме, Андерссон договорился о размещении на конвейерах ГАЗа сборочных производств GM, Volkswagen и Daimler (к лету совокупно партнеры ГАЗа достигли планки годового производства в 155 000 автомобилей для российского рынка). Антикризисная стратегия оказалась успешной для компании. Андерссон также не скрывал, что лично в разговоре с Владимиром Путиным лоббировал введение утилизационного сбора для автопроизводителей как протекционистской меры для поддержки отечественного автопрома. Дерипаска в комментарии WSJ признавался, что «во всем» доверяет Андерссону, когда речь идет об автомобилях.
Комаров, по неофициальной информации, покидает АвтоВАЗ для руководства корпорацией, куда государство планирует включить все предприятия ракетно-космической отрасли. Правительство, по данным газеты «Коммерсантъ», кандидатуру главы волжского автогиганта уже одобрило.
АвтоВАЗ, подконтрольный альянсу Renault-Nissan, в первой половине 2013 года получил убыток по МСФО в 2,618 млрд рублей против прибыли в 27,39 млрд годом ранее. Продажи компании в январе-сентябре сократились на 12%.