Перевозку нефти могут исключить из проекта замораживания тарифов РЖД
Правительство запланировало новые исключения для нулевой индексации тарифов естественных монополий на 2014 год и рассматривает возможность повысить стоимость перевозки нефти и нефтепродуктов по железной дороге на 6%, что обеспечит РЖД доход в 18 млрд рублей, пишет газета "Ведомости" со ссылкой на источники.
Пресс-секретарь Дмитрия Медведева Наталья Тимакова подтвердила, что такая мера обсуждается, но решение пока что не принято.
Две недели назад правительство приняло решение о нулевой индексации тарифов естественных монополий, которое рассчитано только на промышленных потребителей и не затронет население, для которого тарифы вырастут на величину планируемой инфляции. Тогда первый вице-премьер Игорь Шувалов (№14 в рейтинге "Власть и деньги: доходы чиновников" по версии Forbes, доход семьи — 448 млн рублей) заявил, что нефтяники "больше всех выиграют" от замораживания железнодорожных тарифов.
Как пишет газета, предложение поднять тарифы на перевозку нефти и нефтепродуктов объясняется тем, что это самый доходный вид груза для РЖД, а цены на продукцию нефтяных компаний в отличие металлургии и угольной промышленности, держатся на стабильно высоком уровне. Главный клиент РЖД — компания "Роснефть", чей объем перевозок в 2012 году вырос на 4% до 42,3 млн тонн, что составляет более 16% от общего объема перевозок нефти и нефтепродуктов. Представители «Роснефти», «Газпром нефти», "Лукойла" и «Башнефти» отказались от комментариев по данной инициативе, однако источник, близкий к одной из компаний, предположил, что в случае принятия инициативы придется повышать цены и на нефтепродукты.
Газета отмечает, что за счет нефтяных компаний правительство рассчитывает увеличить не только доходы РЖД, но и федерального бюджета. В пятницу депутаты одобрили поправки в Налоговый кодекс по снижении пошлины на экспорт нефти с 60 до 59%, что, по подсчетам Минфина, повысит доходы бюджета на 175 млрд рублей.
После объявления о заморозке тарифов на услуги естественных монополий на 2014 год, президент РЖД Владимир Якунин заявил о возможных массовых сокращениях и убытках для его компании. По его словам, из-за отказов от индексации тарифов убыток РЖД составит более 60 млрд рублей, а недополученная выручка — более 93 млрд рублей. К тому же компания была бы вынуждена сократить 62 000 сотрудников.
В ответ на чиновниками был разработан «комплекс мер», которые позволят компании избежать убытков. Как сообщил "Ведомостям" один из источников, помимо индексации тарифов на перевозки нефти и нефтепродуктов на 6%, меры включают в себя отказ от повышения зарплат для работников монополии, что даст РЖД около 10 млрд рублей, и оптимизацию системы закупок, что принесет порядка 8 млрд. Кроме этого, на прошлой неделе совет РЖД решил не выплачивать дивиденды за 2012 год, хотя до этого планировалось, что государство как единственный владелец компании, получит от монополии более 14 млрд рублей.
В результате общая экономия за счет правительственных мер составит более 63 млрд рублей, а РЖД сможет показать прибыль, отмечает газета.