Глава ФАС сравнил РЖД с «Газпромом»
Расценки на железнодорожные перевозки в России одни из самых высоких в мире, текущее тарифное руководство на перевозки грузов по железной дороге не является конкурентным, а ОАО «РЖД» постепенно превращается в железнодорожный «Газпром», такое заявление сделал во вторник глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев на пресс-конференции в Москве.
По словам Артемьева, в принятом некоторое время назад тарифном руководстве на перевозки грузов по железной дороге произошло столько изменений, что оно уже ничем не напоминает первоначальный документ. «Введение так называемых специальных исключительных тарифов то на одно, то на другое, то на третье, то на четвертое, то на пятое низвело этот документ… до такой степени, что там уже виден Тришка со всех сторон», — цитирует «Интерфакс» главу ФАС, прокомментировавшего рост железнодорожных тарифов.
По его словам, это «уже не документ, а изломанное совершенно, отражающее влияние различных лоббистских групп на тарифы руководство, которое нужно давно уже заменить новым и отказаться от этой исключительности». «Что такое исключительный тариф? Это значит, что если у вас исключительный тариф у кого-то, то у меня-то не исключительный. Вы меня ставите в какие условия? Да не в конкурентные! Я везу какую-то продукцию по более высокому тарифу, вы по более низкому - какая конкуренция?», — возмутился глава ФАС, отметив, что такие тарифы принимаются на основе решений, не имеющих никакого отношения к реальной себестоимости и к экономике.
«Во-вторых, тарифы на железнодорожные перевозки в последние годы, что бы ни говорили руководители железной дороги, они достигли уже соответствующих величин мира, самых высоких мировых значений», - отметил Артемьев. По словам главы ФАС, сегодня ряд ритейлеров начали возить фурами овощи из Краснодарского края в Новосибирск. «При этом портя экологию, занимая дороги, создавая пробки. Но, тем не менее, это дешевле, чем провезти в вагоне на железной дороге рефрижератор», — заявил он.
К тому же, по мнению Артемьева, сама монополия не преуспела в вопросе поиска возможностей для внутренней экономии. «Мне кажется, что все эти программы, которые существуют, - они все пустые», - отметил он. По его словам, при этом сама монополия «остается типично советской монополией, в своих абсолютно советских проявлениях - и это очень жаль». Он отметил, что раньше, в течение некоторого времени РЖД сотрудничала с ФАС и правительством в части дальнейших шагов по созданию конкуренции на рынках железнодорожных перевозок.
«Сейчас она все блокирует, она ничем не сотрудничает, то есть примерно становится нашим вторым, уже железнодорожным, «Газпромом» - который, в общем, и не начинал никаких реформ», - констатировал глава ФАС.