Михаил Фридман пообещал потратить в России деньги от продажи ТНК-BP
Председатель наблюдательного совета «Альфа-Групп» Михаил Фридман (№41 в мировом рейтинге миллиардеров Forbes, состояние — $16,5 млрд) в интервью газете The Wall Street Journal раскрыл планы расходования средств, полученных от продажи доли в ТНК-BP. Совладельцы «Альфы» от сделки с государственной «Роснефтью» выручили $13,9 млрд.
По словам 48-летнего Фридмана, он не собирается тратить деньги на яхты и спортивные клубы, подобно своим соотечественникам из рейтинга Forbes. Бизнесмен нацелен на новые сделки. Он изучает возможности инвестирования средств в «нефтянку», телекомы, ритейл и банковский сектор — в знакомые «Альфе» отрасли.
Фридман планирует переломить тенденцию бегства частного капитала из России. Большая часть средств от сделки с «Роснефтью» будет вложена в российские проекты, обещает миллиардер. И это связано не только с призывом Владимира Путина к совладельцам «Альфы»: «Наши интересы в данном случае совпадают, не потому что мы политически ангажированы, а потому что Россия нам понятна, это страна, где у нас есть очевидное конкурентное преимущество».
С момента продажи доли в ТНК-BP «Альфа», правда, уже однажды уступила в борьбе за лакомый актив: российское подразделение шведского сотового оператора Tele2 досталось госбанку ВТБ, несмотря на то что Фридман вместе с партнерами предлагал за компанию почти вдвое больше. Также «Альфа» претендует на покупку телеком-активов в Египте на сумму в $3,67 млрд. По словам Фридмана, инвестиции отбиваются на 30-40% в год, сохранять подобные показатели становится все труднее.
Миллиардер заверил WSJ, что у «Альфы» нет планов менять стратегию, хотя и признал, что репутацию сутяжника (из-за споров с BP, Telenor и др.) компания будет исправлять: «Нас критикуют за то, что мы всегда подаем иски, но это всего лишь способ защиты своих интересов. В бизнесе часто одна сторона пытается взять что-то у другой, и здесь нет исключений для западных компаний».
Фридман описал свои отношения с Путиным: «Мы не знаем, как становиться близкими друзьями власти, но мы определенно не оппоненты. Мы никогда не поддерживаем оппозицию и никогда не вмешиваемся в политику».
По словам предпринимателя, он бы предпочел еще несколько лет владеть долей в ТНК-BP, но после того, как британская BP решилась продать свой пакет «Роснефти», у российских акционеров не оставалось выбора, тем более с условием выгодной оферты от госкомпании. «Понимаю, что никто не поверит, что мы не платили (откатов). Но это факт», — подчеркнул Фридман.
Стоимость самой «Альфы» он оценивает в диапазоне $30-40 млрд.
Консорциум AAR, в котором Фридману и его партнерам принадлежит 50%, продал долю в ТНК-BP «Роснефти» за $28 млрд. BP получила от госкомпании $17,1 млрд и 12,84% своих казначейских акций из собственности «Роснефтегаза». Британцы также приобрели 5,66-процентную долю в госкомпании по $8 за акцию.
Ранее о планах инвестиций средств от сделки на российском рынке заявлял и другой акционер AAR — Виктор Вексельберг.